Главная »  Электроэнергетика » Энергореформы на старте

Энергореформы на старте

Более тридцати украинских и зарубежных экспертов приняли участие в заседании круглого стола "Украина на пути к европейским правилам работы рынка электроэнергии", организованном Центром "Энергобизнес" при поддержке Комитета Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности. Экспертное сообщество в целом поддержало законопроект "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины", внесенный на рассмотрение парламента народным депутатом Украины Игорем ГЛУЩЕНКО. В ходе профессиональной дискуссии было отмечено, что принятие данного законопроекта станет важным шагом Украины к либерализации энергетического рынка.

Алексей ЧЕРНЯВСКИЙ, директор Центра обработки информации в сфере ТЭК "Энергобизнес"

— Для проведения реформ есть ряд предпосылок. Существующая модель рынка была принята более десяти лет назад, и за это время многое изменилось. Сегодня реформа рынка является единственным путем для обеспечения реновации и развития энергосистемы Украины.

Сегодняшняя ситуация характеризуется, во-первых, высоким уровнем административного влияния регулятора на рынок, которое выражается фактически в ручном управлении тарифами и ценами на э/э для участников рынка.

Во-вторых, конкуренция на рынке ограничена. Отсутствие механизмов рыночного установления цен на э/э приводит к ограничению конкуренции и не дает стимулов к снижению цен на э/э на основе механизмов рыночного равновесия (спрос/предложение).

Третий момент — это отсутствие стимулов для инвестиций. Ограниченная конкуренция и фактический контроль тарифов со стороны регулятора приводит к отсутствию стимулов для инвестиций в эффективность, поскольку они не имеют источников для окупаемости, что ведет к износу и старению энергосистемы.

И главная проблема — система перекрестного субсидирования. Стремление государства обеспечить сохранение “социальных тарифов” приводит энергетическую отрасль в тупик: резервы роста тарифов для промышленных потребителей исчерпаны и регулятор вынужден ограничивать тарифы производителей, что приводит к их убыткам. Перекрестное субсидирование тянет украинскую промышленность в глубокую пропасть.

Модель энергорынка, которая предполагается к внедрению в Украине, ближе всего к модели рынка в Испании и Португалии. Это смешанный рынок, 50% которого составляет биржевая торговля, 50% — регулируемый сегмент.

Структура нового рынка э/э Украины предусматривает прямые договора и биржевую торговлю, что отвечает европейским принципам работы рынков.

На рынке двусторонних договоров производители могут напрямую продавать э/э по хозяйственным договорам конечным потребителям, сбытовым компаниям или трейдерам. Договора могут заключаться на любой срок. На рынке "на сутки вперед" производители продают э/э с исполнением на "следующий день". Данный рынок создан для снижения "небалансов" участников рынка и оперативного планирования производства и потребления. "Балансирующий рынок" организован системным оператором с целью балансирования объемов производства и потребления электроэнергии в "текущих сутках", а также финансового урегулирования небалансов.

Все производители реализуют э/э по граничной цене системы (тарифы ТЭС), что формирует конкурентную среду.

Избыточные доходы, получаемые АЭС и ГЭС, будут направлены в Фонд распределения стоимостного дисбаланса, средства из которого будут идти на финансирование затрат ТЭЦ и ВИЭ, а также льготных тарифов потребителей. Регулятор будет осуществлять контроль за соблюдением правил рынка, за наполнением и распределением средств Фонда.

Таким образом, благодаря либерализации будут созданы необходимые условия для привлечения инвестиций и появления новых игроков на рынке электроэнергии.

Игорь ГЛУЩЕНКО, народный депутат Украины, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности, автор законопроекта "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины" №10571 от 06.06.2012 г.

— Если вернуться в историю, можно вспомнить, что на начало XXI века в Украине существовал несовершенный рынок. В энергетике было очень много проблем — огромные неплатежи, накопившаяся встречная дебиторская и кредиторская задолженность, потеря оборотных средств, бартерные формы расчетов, вексельные операции, огромные сверхнормативные потери электроэнергии, физически и морально устаревшие технологии и оборудование, экологические проблемы, кадровые вопросы. И самая главная проблема — отсутствие инвестиционного климата.

Начатые 10-12 лет назад реформы в энергетике Украины вселили надежду. Появилась гордость за Украину, которая первой на постсоветском пространстве предприняла такие смелые шаги по реформированию рынка. Тогда это была прогрессивная форма: оптовый рынок — единый покупатель. Тогда же, в 2002 г. постановлением Кабинета Министров была утверждена концепция развития Оптового рынка электроэнергии Украины. Были обозначены проблемные вопросы (их насчитывалось около 28), после решения которых мы могли перейти к рынку прямых контрактов, спотовому рынку. Но, к сожалению, прошло уже десять лет, в ноябре мы отметим юбилей существования этого программного документа.

Что произошло за десять лет? А ничего, по большому счету. Да, некоторые проблемы были нивелированы. С платежами мы вышли на монетарную форму расчетов. Но накопились и очень сильно стали тревожить энергетиков и в целом реальный сектор экономики Украины такие проблемы, как админресурс при формировании тарифов, отсутствие инвестиционного климата — сдерживание тарифов, тарифообразование на уровне затрат. Естественно, операционные улучшения не дают правильных сигналов для участников рынка.

Сегодня главная проблема в энергетике — это перекрестное субсидирование, которое стало серьезной угрозой для реального сектора экономики Украины. Промышленность уже не может нести бремя политических решений в части сдерживания тарифов для населения.

К тому же, в феврале 2011 г. Украина стала членом Европейского Энергетического сообщества, где взяла на себя обязательства по либерализации рынка, и соответственно, по решению вопросов, связанных с улучшением ситуации на энергорынке.

Предложенный на рассмотрение парламента законопроект — это не революция, это не шоковая терапия. В случае принятия закона — это кропотливая работа по формированию правильных стимулов, правильных сигналов на энергетическом рынке Украины. Это серьезная работа по формированию инвестиционного климата, которая обеспечит приток инвестиций. Мы уже знаем сегодня проблемы, связанные с покрытием пиковых нагрузок. Сегодня Украина — еще экспортная держава, у которой есть все возможности работать на экспорт. Но завтра она может превратиться в импортозависимое государство в части энергообеспечения потребителей.

Роман РУБЧЕНКО, старший проектный менеджер Фонда "Эффективное управление"

— В процессе работы над обновлением "Энергетической стратегии Украины до 2030 г." мы проанализировали все направления энергетики Украины. По подсчетам Фонда, энергетика Украины требует инвестиций в объеме около 200 млрд грн до 2030 г. Бюджет не сможет обеспечить эту сумму, поэтому следует привлекать частные инвестиции — украинские или иностранные. Но без четко определенных "правил игры" никакой инвестор не будет вкладывать свои деньги.

Поскольку вопрос реформирования энергорынка довольно сложный, то даже если этот законопроект будет принят максимально быстрыми темпами, потребуется 4-5 лет для перехода на новую модель рынка.

Ряд критиков говорят о том, что одна сфера энергетики будет ущемлена по сравнению с другими. Я бы призвал посмотреть на энергетику в целом, но при этом учесть точки зрения всех участников, и прописать механизмы для минимизации факторов, которые могли бы ущемлять их интересы.

Предложенный законопроект повышает прозрачность, уменьшает зарегулированность энергетики, что влечет за собой повышение конкуренции и прозрачности, что в итоге послужит позитивным сигналом для инвесторов.

При существующей модели НКРЭ регулирует "львиную долю" рынка. Все доходы и расходы энергосистемы формируются регулятором. Конкуренция между производителями в текущей системе рынка ограничена сегментом ТЭС (40% рынка). НКРЭ устанавливает тарифы 60% производителей — АЭС, ГЭС, ТЭЦ, ВИЭ, 100% тарифов всех потребителей, а также общий уровень дохода ТЭС. Объемы производства также регулируются: системный оператор загружает приоритетно регулируемую генерацию, остаток спроса распределяется между ТЭС. Нет стимулов снижения затрат для регулируемой генерации, и тотальное регулирование отпугивает инвесторов.

При новой модели рынка цена и объем продаж э/э будут формироваться на конкурентном рынке между всеми производителями. Рынок э/э действует на основе маржинального ценообразования. Объем отпуска устанавливается на каждом из трех сегментов рынка исходя из принципов свободной конкуренции. НКРЭ определяет порядок распределения сверхприбыли от АЭС и ГЭС к ВИЭ, ТЭЦ (60 производителей) и тарифы на э/э для населения. При внедрении новой модели рынка планируется процесс разделения бизнесов поставки и передачи, что создаст условия для работы множества поставщиков и конкуренцию между ними.

Кроме того, повышается прозрачность системы тарифообразования. На сегодняшний день регулятор формирует цены по относительно понятной формуле, но все равно эти изменения непредсказуемы, и тариф может меняться без участия игроков рынка. Это отпугивает инвесторов, которые хотят моделировать свои финансовые потоки в будущем. Переход на новую модель рынка позволит минимизировать регулируемую составляющую тарифа, и 80% цены будет определяться рыночными факторами.

Инвесторы и собственники генерирующих мощностей будут иметь возможность оставлять себе любые средства, которые они смогли сэкономить за счет дополнительных инвестиций в повышение эффективности бизнеса, энергоэффективности или внедрения новых технологий. Сегодня эти стимулы отсутствуют.

Вместе с тем, при новой модели энергорынка существует ряд рисков. Это, в частности, риск монопольного поведения некоторых генераторов электроэнергии. Также существует риск недоинвестирования по капитальным затратам для НАЭК "Энергоатом" и "Укргидроэнерго" из-за изъятия сверхприбыли, поэтому нужно оставлять им достаточно средств для инвестиционных программ. Еще один риск — неплатежи отдельных категорий потребителей, отключение которых запрещено законом. Но это будет иметь негативный эффект не на весь рынок, как раньше, а только на некоторых производителей. Поэтому нужно четко отрегулировать решение этих проблем.

Сергей БЕДИН, директор ГП "Энергорынок"

— Для нашего предприятия это долгожданный законопроект. ГП "Энергорынок" активно участвовало в разработке положений не только этого, но и предыдущего законопроекта и в разработке Концепции реформирования рынка электроэнергии Украины. Мы подготовили ряд предложений по данному законопроекту, которые направлены в НКРЭ и Минэнергоугля. Мы полностью поддерживаем эту модель, но есть несущественные замечания, касающиеся степени участия тех или иных игроков рынка.

Розетта КАРОВА, представитель Секретариата Европейского Энергетического Сообщества

— Рынок электроэнергии Украины очень важен для Европейского Энергетического Сообщества. Существующая в Украине нормативная база рассматривается Секретариатом ЕЭС как устаревшая и требующая изменений, не соответствующая обязательствам Украины перед ЕЭС и директивам Евросоюза. Такая модель энергорынка больше не используется в Европе. Требуется отказ от перекрестного субсидирования и регулируемого ценообразования.

Мы считаем, что данный законопроект подготовлен своевременно. Секретариат ЕЭС провел анализ законопроекта и отметил следующие преимущества — улучшение рыночной модели и введение конкуренции. Балансирующий рынок и рынок "на сутки вперед" – это примеры выполнения обязательств перед ЕЭС. Секретариат ЕЭС удовлетворен тем, что Украина готова либерализировать оптовый рынок электроэнергии. Инвесторы получат сигнал о рыночном тарифообразовании.

Вместе с тем, Секретариат ЕЭС имеет замечания по отдельным положениям законопроекта. В частности, в документе следует четко обозначить, на какой период старое законодательство будет действовать параллельно с новым, и когда новая модель полностью вступит в силу.

Кроме того, в проекте закона следует отметить, что тендерные процедуры, подписание контрактов и других документов должны проводиться в соответствии с европейскими нормами.

Константин ЗАПАЙЩИКОВ, директор Центра взаимодействия с органами государственной власти и ОРЭ НАЭК "Энергоатом"

— Фонд распределения стоимостного дисбаланса — это негосударственная неприбыльная организация, которая функционирует исключительно для накопления денежных средств и распределения между субъектами рынка по алгоритму, установленному НКРЭ. При этом предусматривается обязательное участие АЭС и ГЭС в накоплении Фондом денежных средств для субсидирования "зеленых", ТЭЦ, и для льготных потребителей.

Сейчас перекрестное субсидирование составляет около 30 млрд грн в год. Это проблема государственная. С принятием закона проблема перекрестного субсидирования будет перенесена на Фонд, плательщиками в который будут "Энергоатом" и "Укргидроэнерго".

Но в конце этого года заканчивается действие закона №2711. "Энергоатом" в настоящий момент имеет кредиторскую задолженность в 6 млрд грн. После окончания действия закона №2711 у "Энергоатома" будут арестовывать счета, но мы будем обязаны платить средства в Фонд дисбаланса. Кроме того, поскольку Фонд является негосударственной неприбыльной организацией, "Энергоатом" будет обязан отчислять средства в него из прибыли предприятия, после уплаты НДС и всех налогов.

Поэтому меня очень волнует — что будет после принятия закона об энергорынке с кредиторской задолженностью "Энергоатома"? Она будет списана? И что нам сказать кредиторам?...

Юлия КОВАЛИВ, координатор Координационного центра по внедрению экономических реформ при Президенте Украины

— Согласно Программе экономических реформ Президента, либерализация энергетических рынков является одним из ключевых элементов реформ. Что касается электроэнергетики, то Программа предусматривает переход от модели оптового рынка к рынку двусторонних договоров, балансирующего рынка и биржи электроэнергии. В соответствии с Национальным планом действий по внедрению реформ на 2012 год, предусмотрено принятие закона о реформировании рынка электроэнергии.

Координационный центр по внедрению экономических реформ при Президенте Украины поддерживает разработанный законопроект. Положительным моментом документа является повышение прозрачности как ценообразования, так и в целом ведения бизнеса на рынке электрической энергии.

Однако, по нашему мнению, есть еще ряд моментов, которые нуждаются в доработке. Наиболее дискуссионный вопрос касается Фонда распределения стоимостного дисбаланса. Понятно, что основная его цель — покрыть существующий объем перекрестного субсидирования. Но одномоментно ликвидировать перекрестное субсидирование в электроэнергетике невозможно — как из-за социальных рисков, так и из-за рисков возникновения неплатежей на рынке. Поэтому Фонд распределения стоимостного дисбаланса должен иметь четкие рамки на период ликвидации перекрестного субсидирования.

Второй важный вопрос – участие квалифицированных потребителей в управлении спросом и предложением на рынке. Регулировать пиковые нагрузки в энергопотреблении могут не только новые генерирующие мощности, но и эффективная работа крупных промышленных потребителей. Точно так же в законопроект должны быть включены такие потребители и на балансирующем рынке, и на рынке вспомогательных услуг.

Кроме того, в предложенном законопроекте остается довольно сильное влияние регулятора — как на балансирующий рынок, так и на рынок "на сутки вперед". Для эффективной работы регулятора, особенно на либерализированном рынке, необходимо усилить его независимость.

Третий вопрос — это вопрос долгов. По мнению Координационного центра, урегулирование этого вопроса должно быть параллельным законопроектом, который нужно разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады.

Сегодня принятие решения о либерализации рынка не должно сдерживаться другими факторами — перекрестным субсидированием, долгами и т.п., поскольку закон не начинает действовать с момента его официального опубликования. По сути, этот закон является концепцией по реформированию энергорынка, которая дает толчок и регулятору, и министерству, и другим органам разрабатывать подзаконные нормативные правовые акты, которые будут действовать уже при введении новой модели рынка.

Поэтому Координационный центр поддерживает этот законопроект как сильный толчок для непосредственного внедрения либерального рынка электроэнергии.

Елена РЫБАК, директор Европейско-украинского энергетического агентства (EUEA)

— Наша Ассоциация с 2009 г. очень активно занимается вопросами Европейского энергетического сообщества, еще до вступления в него Украины. Мы приветствуем появление этого законопроекта и считаем, что его принятие является необходимым шагом в рамках выполнения Украиной обязательств перед ЕЭС.

Мы направили официальное письмо в Комитет ВР по вопросам ТЭК с комментариями участников Ассоциации (которые в основном занимаются вопросами энергоэффективности и возобновляемой энергетики).

По нашему мнению, кроме ухода от перекрестного субсидирования, о чем уже много говорилось, нужно отменять систему единых розничных тарифов.

Важная проблема — гарантирование возмещения плательщикам в Фонд перераспределения дисбаланса (АЭС и ГЭС) необходимых расходов, связанных с обеспечением безопасности функционирования этих объектов, поскольку с принятием закона о реформе энергорынка могут возникнуть риски демотивации для инвестиций в этой сфере.

Для нас также очень важны вопросы взаимодействия этого законопроекта с законом "Об электроэнергетике" в части "зеленого" тарифа. В проекте закона хоть и предусмотрена система компенсации потерь производителей э/э из возобновляемых источников, но не гарантируется закупка "зеленой" э/э. Хотелось бы, чтобы мы не потеряли гарантии закупок по "зеленому" тарифу до 2030 г., которые существуют на сегодняшний день.

В целом мы поддерживаем данный законопроект и считаем, что после доработки он должен быть принят.

Юлия НОСУЛЬКО, руководитель департамента по регуляторной политике ДТЭК

— Действительно, проблема перекрестного субсидирования — одна из самых больших проблем не только в энергетике, но и во всей экономике Украины. Треть оптовой цены на э/э — это перекрестные субсидии. Вопрос, который всегда поднимается — повышение тарифов для населения, но к сожалению, недостаточное внимание уделяется вопросам экономии энергоресурсов и энергоэффективности.

Опыт работы большинства европейских энергорынков показывает, что дофинансирование "зеленых", как правило, происходит через Фонд. Многие страны идут по пути гарантированной закупки. Но такого уровня стимулирования, который сегодня гарантируется в Украине, ни одна европейская страна не знает, — как по уровню тарифов, так и по особенностям подключения к энергосетям.

Более того, на фоне кризиса многие европейские страны существенно урезают свои программы. Так, Испания сейчас вообще не дает стимулирования новым объектам "зеленой" энергетики, Литва пересматривает механизм гарантирования закупки у производителей "зеленой" э/э и др. В Украине очень важно найти баланс между традиционной генерацией и "зеленой" генерацией, поскольку "зеленая" не сможет обеспечить нас полностью.

Относительно Фонда распределения стоимостного дисбаланса, то вопрос не в собственности, а в том, как он будет управляться и наполняться.

Что касается атомной генерации, то во всем мире себестоимость атомной э/э ниже тепловой. Во многих странах вопрос конкуренции между этими видами генерации решается таким образом, что компании имеют диверсифицированные портфели — и тепловой, и атомной генерации. Применяются различные механизмы, которыми государство влияет на доходы атомных компаний — либо дополнительные налоги, либо обязательства продавать внутренним потребителям по более низким ценам (например, во Франции) и ряд других.

В целом, принятие закона — это только начало большого пути. Предстоит еще разработать массу подзаконных документов: по подготовке персонала энергетической отрасли, по разработке систем прогнозирования, поскольку без прогнозирования новая модель рынка не сможет работать.

Дмитрий ГЛАЗКОВ, специалист по внедрению энергетических и инфраструктурных проектов, Всемирный банк

— Всемирный банк считает очень важным принятие закона "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины", и его нужно принимать, несмотря на некоторые замечания.

Мы надеемся, что принятие этого закона будет быстрым и в сентябре этот законопроект будет вынесен на первое чтение в Верховную Раду, и поддерживаем принятие этого закона в существующей версии.

Специалисты Всемирного банка проанализировали документ и подготовили 25-страничное техническое заключение с рекомендациями по доработке закона, которое направлено в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности.

Для Всемирного банка очень важно помогать Украине в реформировании энергетического сектора.

Начиная с 2007 г. ВБ инициировал реформы энергетического сектора. Были предоставлены кредиты двум госкомпаниям: "Укргидроэнерго" — для реконструкции гидроэлектростанций и "Укрэнерго" — для реконструкции подстанций и линий электропередачи. Кроме того, была оказана техническая помощь в размере более $5 млн для поддержки НКРЭ и отраслевого министерства в реформировнии энергорынка.

С 2007 г. при поддержке привлеченных консультантов и специалистов Всемирного банка почти 2.5 года в НКРЭ велась работа над законопроектом по реформированию украинского рынка э/э, было разработано несколько версий законопроекта.

Мы надеялись, что к 2009 г. будет разработан закон, который будет принят и начнется переход период к новой модели рынка. Это было юридическое требование ВБ, оно все еще остается в силе. Без реформы энергорынка Всемирный банк не сможет продолжить финансирование модернизации украинских ГЭС.

Мы обсуждали с НКРЭ возможность предоставления кредита на сумму $80-100 млн на обеспечение информационно-технологической составляющей рынка. Речь будет идти о закупке программного обеспечения и технических средств, создании информационных сетей для "Укрэнерго" и ГП "Энергорынок". Мы готовы финансировать этот проект.

Андрей ПЕРЕВЕРТАЕВ, директор по развитию Украинской Энергетической биржи

— В законопроекте биржевая торговля не отражена. Торговля ведется на рынке "на сутки вперед", правила которого утверждает регулятор. Это может привести к тому, что мы потеряем преимущества, которые может дать рынку биржевая торговля.

"Украинская энергетическая биржа" предлагает разделить функции — "Энергорынок" отвечает за проведение расчетов и финансовые потоки, а биржа определяет цены. Во многих странах работает такой механизм: место "Энергорынка" занимают клиринговые центры, это дает финансовые гарантии инвесторам. Но инвесторы также смотрят и на рынок деривативов, а он невозможен без нормального прозрачного товарного рынка.

"УЭБ" за два года подготовила полную инфраструктуру биржевой торговли э/э — начиная от торговой системы и заканчивая финансово-расчетной системой. Наша позиция — на энергорынке должна быть классическая европейская биржа, а все финансовые расчеты должны быть сосредоточены в другой организации, как клиринговый дом.

В целом по законопроекту, на мой взгляд, еще следует указать точную дату начала работы новой модели рынка. В документе указывается, что это определяет Кабинет Министров. Но опыт показывает, что при таком подходе нет сосредоточения ресурсов в энергетических компаниях, нет понимания, что это будущее когда-то наступит.

Еще один момент — "стыковка" с другими законами. В июле этого года были приняты изменения в закон "О естественных монополиях", которыми предусматривается создание стимулирующего регулирования для сетевых компаний и субъектов смежных рынков. Это вносит коррективы в деятельность распределяющих компаний и Фонда, который должен будет компенсировать в тарифе не только топливную составляющую и условно-постоянные затраты, но и затраты на инвестиции в модернизацию оборудования. При новой модели рынка такое стимулирующее регулирование может перестать работать.

Кшиштов РОГУЛЬСКИЙ, директор по развитию рынков CNG Infovide-Matrix

— Я бы хотел напомнить, что все реформы внедряются не столько затем, чтобы создать конкурентную среду среди энергетиков, а для клиентов. В Евросоюзе закон начинается со слов "клиент имеет право…" Все акты, которые мы обсуждаем, направлены на то, чтобы создать конкурентную среду, чтобы клиент имел право выбрать наилучшую оферту для себя.

Не только в Украине, но во всех странах, где внедрялся энергорынок, первоначально были те же проблемы – перекрестное субсидирование и т.д.

Основной смысл в том, чтобы наши клиенты (подчеркиваю, клиенты, а не потребители), в том числе и физические лица, имели право выбора самой лучшей оферты на рынке. Им, в принципе, все равно, будет электроэнергия "атомной" или "зеленой", но она должна быть самой лучшей для этого потребителя.

Хочу подчеркнуть, что никогда ни в одной стране не удавалось создать самый лучший закон в мире. Например, в Польше мы меняем этот закон около трех раз в год, а раз в три года он переписывается заново, в этом году будет уже четвертый раз создаваться единый закон.

Рынок меняется, развивается, изменяется тысяча условий, которые нужно учесть. Мы не знаем, как сработает рынок, как будут вести себя клиенты в новых условиях. У нас семь лет физические лица вообще в рынке не участвовали, а сейчас каждый месяц до 20 тысяч клиентов-физлиц меняет поставщиков электроэнергии. Первоначально на рынке был всплеск: начали работать 650 сбытовых компаний — независимых поставщиков электроэнергии и 32 государственных. В этом году — 250 независимых поставщиков, из них 100 поставщиков имеют оборот 100 млн евро в год.

Каждый год меняется множество условий, и если ждать разработки самого лучшего закона, мы никогда этого не дождемся. Главное — нужно стартовать.

Когда в Польше началась реформа энергорынка, разрыв в цене электроэнергии, произведенной из бурого угля и каменного угля, был в 6 раз. Но применялись разные методы, они и сейчас есть, и теперь нет никакой разницы между ценами этих видов электроэнергии. Рынок создан таким образом, что каменный уголь подешевел, бурый уголь подорожал, и цена на электроэнергию едина и не зависит от того, из чего она производится. Но на это потребовался переходный период в четыре года.

К сожалению, надо признать, что каждый год будут вноситься изменения в закон во время его работы.

Могу сказать по своему опыту, что от принятия закона до подписания первого контракта пройдет как минимум два года, а в оптимальном случае — три-четыре года. Для нормальной работы рынка нужно, чтобы все игроки хотя бы один год поработали в теневом режиме. Основная проблема — не в генерации, а в облэнерго, которые должны учиться работать на этом рынке. Они должны спрогнозировать свой год — каждый день в почасовом режиме, а это серьезная задача. Кроме того, нужен срок для внедрения программного обеспечения, обучения персонала и т.п. Поэтому нельзя опасаться, что что-то случится сразу после принятия закона.

Но чтобы начать этот процесс, закон должен существовать.