Главная »  Электроэнергетика » Эксперты — о конкуренции на рынках природного газа и электроэнергии

Эксперты — о конкуренции на рынках природного газа и электроэнергии

Post Image

Вопросы развития конкуренции на рынках природного газа и электроэнергии, роли Антимонопольного комитета Украины, конкурентной политики и законодательства на современном этапе экономических реформ в Украине обсуждались 14 мая на Круглом столе, организованном недавно созданной общественной организацией — Фондом развития конкуренции (ФРК).  В заседании приняли участие представители ФРК, АМКУ, НАК "Нафтогаз Украины", секретариата Европейского  Энергетического Сообщества, международные эксперты, крупнейшие игроки рынка. Вместе с тем, приглашенные руководители Минэнергоугля и НКРЭКУ отсутствовали. 

"Монополия — это зло, которое имеет право на существование. Нарушением является не монополия, а злоупотребление монопольным положением", — заявил и.о. председателя Антимонопольного комитета Украины" Николай Бараш.

По его словам, в Украине есть тысячи предприятий, которые абсолютно законно имеют и будут иметь монопольное положение на определенных рынках. "Проблема в том, как регулируется их деятельность. У государства есть определенные инструменты, и эти инструменты должны действовать. Услуги и товары должны быть качественными, а цены — адекватными. И если мы не получаем этого, то проблема не в субъектах хозяйствования. Каждый монополист действует в тех пределах, в каких ему позволяют. И если у нас есть к ним претензии, то значит, мы как государство плохо их регулируем", — подчеркнул глава антимонопольного ведомства.

Рынок природного газа в Украине чрезвычайно искажен и монополизирован. Такое мнение высказал член экспертного совета Фонда развития конкуренции Сергей Ермилов (экс-министр энергетики Украины). По его словам, с одной стороны, наблюдается "глобальная монополия НАК "Нафтогаз Украины", жестко управляемая правительством,  с другой стороны — зачатки свободного рынка в виде частных добытчиков. Это сегодня стихийный рынок с огромными барьерами со стороны государства", — сказал С.Ермилов, добавив, что частные компании не имеют возможностей для долгосрочного инвестирования.

Главная причина монополии НАК "Нафтогаз Украины" — неадекватные внутренние цены, — заявил директор по развитию бизнеса НАК Юрий Витренко. "Если вы хотите, чтобы была конкуренция, надо перейти на адекватные внутренние цены и предоставлять адресные субсидии", — сказал он.   

"Энергетический рынок не может существовать без естественных монополий. Суть проблемы не в том, что существуют компании-монополисты — государственные или частные, а в том, как регулируется их деятельность", — подчеркнул С.Ермилов.

По мнению С.Ермилова, регулирующий орган (НКРЭКУ) требует срочного реформирования. Однако закон о национальном регуляторе в сфере электроэнергетики до сих пор не принят. Несколько вариантов законопроектов находятся в Верховной Раде.

С.Ермилов полагает, что члены регулирующего органа должны назначаться "не по желанию какого-либо высокопоставленного лица, а на открытом конкурсе, с учетом мнения экспертов, общественности и т.п.". Кроме того, методики тарифообразования должны утверждаться на уровне Кабинета Министров и быть публичными. "Сейчас НКРЭКУ сама разрабатывает методики и сама их утверждает. Комиссия имеет возможность, допуская ошибки, их исправлять или делать новые ошибки", — сказал С.Ермилов.

По его словам, если утверждение методик будет поднято до уровня правительства, то в обществе не будет возникать дискуссий о формировании тарифов, и этот вопрос не будет так политизирован, как сегодня.

"Этот закон крайне необходим и мы надеемся, что его примут в этом году. Антимонопольный комитет сегодня полностью на нашей стороне. Надеемся, что с помощью Европейского Энергетического Сообщества мы сможем провести эти реформы", — отметил С.Ермилов.

Эксперт Секретариата Энергетического Сообщества Розетта Карова подчеркнула, что основные обязательства Украины — имплементация норм Третьего энергопакета ЕС. Недавно Верховная Рада приняла закон "О рынке природного газа", устанавливающий принципы свободной конкуренции. Но для того, чтобы закон начал действовать, до 1 октября 2015 г. должно быть подготовлено, согласовано с секретариатом ЭС и принято 29  подзаконных актов.

"Принятие закона, отвечающего Третьему энергопакету ЕС — это лишь начало реформ. Должен быть внедрен новый подход в регулировании цен. Должен быть принят закон о регуляторе, который предусматривает создание действительно независимого и сильного  регулирующего органа", — отметила Р.Карова. Также она сообщила, что ЭС призывает руководство Украины поскорее принять новый закон о регулировании энергетики. Такой законопроект уже разработан и одобрен секретариатом ЭС и Всемирным банком. Над разработкой подзаконных актов к нему сейчас работает рабочая группа с участием представителей ЭС.  

Хасан Какая, международный эксперт, руководитель подразделения по вопросам конкурентного законодательства и политики UNCTAD (1998-2015 гг.) высказал мнение, что в будущем рынки электроэнергии и газа могут быть объединены в единый рынок. "В целом, самое важное, чтобы существовал регуляторный режим, и обеспечивалась ценовая доступность для потребителей", — сказал Х.Какая.

Компания ДТЭК сегодня является одним из крупнейших игроков на энергетическом рынке и, естественно, подвергается серьезному регулированию со стороны различных органов. "Мы, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы здесь ввести правила игры, которые уже сформированы на европейских рынках", — заявил генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко.  

"Мы приветствуем принятие закона "О рынке природного газа" и считаем, что это очень серьезный шаг вперед. Мы готовы принять самое активное участие в разработке подзаконных актов — нашими финансовыми и интеллектуальными ресурсами. Но нам бы не хотелось, чтобы его постигла участь закона о рынке электроэнергии", — сказал М.Тимченко.

По его словам, с момента принятия закона "Об основах функционирования рынка электроэнергии" в 2013 г. до сегодняшнего момента из необходимых 28 подзаконных актов принято всего лишь  два. "Мы готовы работать, чтобы создать законодательную базу не только для рынка природного газа, но и электроэнергии. Мы готовы предоставить уже новой рабочей группе, созданной с участием Европейского Энергетического Сообщества, все наши наработки", — заявил гендиректор ДТЭК.

На рынке природного газа ДТЭК сегодня является крупнейшим добытчиком газа среди частных компаний. По словам М.Тимченко, за три года работы на этом рынке ДТЭК увеличил объем добычи газа в три раза. Но неразумные решения правительства, как например, постановление КМУ №647, приводят к искажению рынка.

"Нам запрещают с декабря продавать газ своим предприятиям и обязывают направлять его в хранилища. За отопительный сезон компания получила 250 млн куб м газа на сумму 2 млрд грн, и одновременно образовался долг "Киевэнерго" перед НАК "Нафтогаз Украины". Теперь в Киеве из-за этого нет горячей воды, но когда мы предлагаем использовать 250 млн куб м своего газа из хранилищ, которых должно хватить "Киевэнерго" на 6 месяцев, нам говорят — нет, сначала рассчитайтесь с "Нафтогазом", — сказал гендиректор ДТЭК.

На рынке электроэнергии в Европе, по словам М.Тимченко, "нормальная практика, когда компании занимают 50%, 70% и 90% рынка, и при этом не возникают вопросы — есть ли угроза конкуренции. Объяснение этому — в Европе есть "правила игры".

Кстати, на вопрос представителей СМИ к главе Антимонопольного комитета, подавало ли Минэнергоугля документы относительно злоупотребления ДТЭК монопольным положением на рынке электроэнергии, Н.Бараш ответил: "Нет, не подавало".

Руководитель ДТЭК высказал мнение, что на энергорынке очень важно определить взаимоотношения между АМКУ и НКРЭКУ. "Сегодня антимонопольное законодательство в Украине не так далеко от европейского и во многом синхронизировано. Но у нас катастрофическое положение с отраслевым законодательством на рынках газа, электроэнергии и угля. И это создает основные проблемы с точки зрения монополий, злоупотреблений и так далее", — полагает М.Тимченко.  

По его мнению, национальный регулятор должен выполнять "чисто техническую роль — считать тарифы в соответствии с методикой, следить, чтобы ценообразование на рынке  было в соответствии с правилами, и никакой политики. Я думаю, меня поддержат все крупные игроки", — сказал он.

Международный эксперт Хасан Какая отметил, что нужно еще детальнее обсудить, как распределять обязанности Антимонопольного комитета и регулятора — будет ли НКРЭКУ дублировать работу АМКУ или дополнять ее. По его мнению, возможен вариант, когда Нацкомиссия занимается только техническими вопросами, а Антимонопольный комитет — общеэкономическими и политическими.    

"В соглашении об Ассоциации с ЕС говорится о ключевых принципах: прозрачное  тарифообразование, действительно независимый и незаполитизированный регулятор, рыночное формирование тарифов как для производителей, так и потребителей электроэнергии. Когда эти три принципа начнут работать в нашей стране, мы решим все проблемы", — резюмировал М.Тимченко.