Главная »  Электроэнергетика » Обеспечить Украину ядерной энергией

Обеспечить Украину ядерной энергией

02.11.2009, Андрей Клюев

Мы должны четко понимать, какой хотим видеть страну

Андрей Клюев народный депутат Украины, замглавы Партии регионов

Украина требует скорейшей модернизации экономики. Это единственный путь, позволяющий повысить уровень жизни граждан. К сожалению, в отличие от ряда наших соседей по СНГ, за годы независимости мы далеко отстали даже от объемов производства 1990 года. А ведь за это время мировая экономика выросла в 2,7 раза.

В советские времена основой нашей промышленности были наукоемкие отрасли с высокой степенью переработки — более 30% промпроизводства составляли машиностроение и металлообработка. Сегодня это место заняла металлургия, которая во всем мире уже считается "сырьевой". Безусловно, государство должно систематически поддерживать сегодняшнюю основу нашего экспортного потенциала. Но для обеспечения ускоренного экономического роста на ближайшие два десятилетия нам жизненно важна структурная перестройка экономики, существенное повышение доли высокотехнологичных производств. Среди реальных государственных приоритетов должны быть несколько отраслей, в которых у нашей страны пока еще остается достаточный потенциал. В их числе — атомная энергетика и энергетическое машиностроение.

Роль этой отрасли в дальнейшем однозначно будет возрастать. В ближайшие 15—20 лет мир ожидает новый цикл глобального роста. А значит, рост потребности в энергоносителях. Недаром основные игроки в прошедшие десятилетия так активно соперничали за контроль над традиционными ресурсами, а в последнее время вкладывают огромные средства в альтернативную энергетику.

Кроме этого, все государства, собиравшиеся ранее сворачивать ядерную энергетику (например, США, Великобритания и Германия), решили активно развивать эту отрасль. Россия также принимает меры по активизации ее развития. 14 государств в настоящее время строят 44 блока общей мощностью 39 ГВт, что составляет примерно 10% суммарной мировой мощности АЭС. Кроме того, заключены соглашения на строительство 90 новых блоков.

И для Украины, обеспеченность которой собственными углеводородами крайне недостаточна, атомная энергетика является наиболее важной составляющей топливно-энергетического комплекса — сегодня АЭС производят почти половину электроэнергии в стране. Но в последнее время из электроэнергетики выжимается все возможное, без создания необходимых резервов для развития. Не секрет, в каком сложном финансовом и техническом положении находятся тепловые электростанции, к критической отметке подходят и АЭС.

Уже скоро, в 2010—2011 годах, истекает срок проектной эксплуатации первого и второго энергоблоков Ровенской АЭС, а в 2012 году — первого энергоблока Южно-Украинской АЭС. Далее, начиная с 2015 года, практически ежегодно будет заканчиваться проектный срок работы большинства действующих блоков. Из-за неумелого управления отраслью работы по его продлению, так же, как и по сооружению новых блоков, необычайно затянуты. С такими темпами через 7—10 лет в Украине может возникнуть серьезный дефицит электроэнергии, и появится необходимость закупать в России не только газ.

Чтобы обеспечить наши потребности в ближайшие два десятилетия и далее, мы должны в первую очередь закончить весь комплекс работ по продлению сроков службы действующих АЭС. А также, кроме достройки двух блоков на ХАЭС, построить в период до 2030 года еще ряд энергоблоков общей мощностью до 18,5 ГВт. Если рассчитывать на блоки в тысячу МВт, то, с учетом выбывших из эксплуатации, нам предстоит построить 21 новый блок.

Эффективно использовать отечественный потенциал. При выборе технологии для строительства новых энергоблоков важнейшей целью должно стать максимальное стимулирование развития собственной промышленности и науки.

И в мире есть с кого брать пример. Тот же Китай, кардинально нуждающийся в энергоресурсах, во главу угла поставил снижение стоимости АЭС — через организацию их самостоятельного строительства, собственного производства топлива и независимого конструирования реакторов. Китайцы достаточно быстро освоили производство новых АЭС практически собственными силами при значительном сокращении участия иностранных специалистов.

В то же время традиционно атомпром и энергетическое машиностроение Украины и России неразрывно связаны. Используя это сотрудничество, мы должны развивать собственное производство. Например, в проекте по достройке двух новых блоков Хмельницкой станции, на основе российских ректоров типа ВВЭР, обеспечивается достойное участие украинских производителей. Это "Турбоатом", "Азовмаш", "Энергомашспецсталь" и многие другие. Наши комплектующие также используются в сооружении АЭС в России и третьих странах.

В перспективе важно также сотрудничать с Россией и Казахстаном в совместных исследованиях, в разработке новых типов АЭС, участии украинских предприятий в изготовлении и поставках оборудования к ним, совместной добыче и переработке урановой руды и т. д.

Конфликтная позиция нынешней власти серьезно осложнила наше сотрудничество. Приведу лишь один пример. Россиянами было принято решение создать производство тихоходных турбин большой мощности для АЭС на базе ОАО "ЗИО" (г. Подольск, РФ), производителя котельного и другого теплообменного оборудования. К сожалению, в качестве партнера выбран не украинский "Турбоатом", а французская компания Alstom. В результате пострадают национальные интересы обоих государств. Попытка наладить несвойственное производство отвлечет значительные ресурсы. А гордость украинской промышленности — харьковский "Турбоатом", который уже располагает четырьмя комплектами турбин для реакторов типа ВВЭР, не только потеряет огромные заказы, но и получит сильного конкурента.

Государству важно системно стимулировать нашу промышленность к развитию. Возросший спрос на строительство АЭС в мире может даже сорвать планы Украины по строительству собственных блоков — многие российские и украинские специалисты уже привлечены для работы в России и в третьих странах. Прогнозируется дефицит мощностей по производству соответствующего оборудования — сейчас на разных стадиях находятся проекты, реализуемые российскими компаниями в Индии, Иране и Болгарии. Только закончено строительство двух блоков в Китае. В планах российских атомщиков строительство еще 6 блоков в Индии, а также АЭС во Вьетнаме, Турции и Беларуси. Да и у себя, начиная с 2011 года, РФ планирует масштабное строительство новых блоков.

Мы должны очень четко спланировать развитие отрасли, чтобы обеспечить максимальное привлечение украинских предприятий на всех этапах строительства АЭС как в Украине, так и за границей.

Повысить эффективность. Серьезность планов по развитию атомной энергетики требует на порядок большей эффективности в управлении отраслью. Именно для объединения всех предприятий, способных обеспечить создание собственного топливного цикла, в один кулак и создавался правительством под руководством Виктора Януковича в 2007 году госконцерн "Укратомпром". Это позволило бы концентрировать ресурсы на самых важных направлениях развития отрасли.

В наших планах была консолидация атомной энергетики, промышленности и энергомашиностроения, что также увеличило бы эффективность управления и соответствовало бы мировой практике. Например, General Electric, Alstom, Areva, Mitsubishi и т. д. производят оборудование для всех типов генерации.

К сожалению, в мае 2008-го сегодняшнее правительство ликвидировало концерн, решив на его месте создать другой — "Ядерное топливо". Такая перетасовка предприятий и системы управления негативно влияла на их деятельность — любая подобная реформа отвлекает на год-два от эффективной работы.

Неумелое управление отраслью сегодняшней властью очевидно. Это касается и эксплуатации, и ремонтной кампании. Участились аварийные отключения и простои атомных блоков. В результате коэффициент использования установленной мощности АЭС за последние два года значительно упал (на 10% — до 66,9 %). Тогда как среднемировой показатель — 87%. То есть в мире в среднем на одну АЭС аналогичной мощности производится на 20% электроэнергии больше, чем сегодня у нас.

В этом году, как, собственно, и в прошлом, большинство плановых ремонтов энергоблоков всех без исключения АЭС перенесены с лета на промежуток с октября по февраль — период пиковых нагрузок. Одна из причин — из-за плохого планирования многие из этих расходов не внесены в тариф на электроэнергию, произведенную атомщиками. Речь идет, в том числе, и о мероприятиях по повышению безопасности действующих станций, и о подготовке достройки блоков №3 и №4 на ХАЭС — всего почти на миллиард гривен.

Финансовое состояние отрасли ухудшается и общей политикой правительства вытягивания из экономики средств для финансирования текущего "проедания". За 9 месяцев этого года НАЭК "Энергоатом" заплатил в госбюджет более 1,8 млрд. грн. Эта величина значительно превышает налоговые платежи, предусмотренные в тарифе.

Можно лишь поблагодарить профессионалов-атомщиков, которые в таких условиях не дают развалиться отрасли.

Инвестиции в интеллект. Анализ научно-технического и проектно-конструкторского обеспечения ядерного комплекса Украины говорит о необходимости создания системы ведущих институтов по направлениям, обеспечивающим сооружение новых блоков ХАЭС и дальнейшее развитие отрасли. Они нуждаются в целевых инвестициях. Вложение нескольких десятков миллионов гривен в интеллектуальный продукт даст возможность сэкономить в ближайшие десятилетия многие миллиарды государственных средств. В результате необходимо создать "национальный" проект АЭС, основываясь на возможностях и традиционной специализации украинской промышленности. Кроме этого, очень важно серьезно повысить эффективность системы подготовки кадров.

Собственное производство топлива и другие задачи. Украина занимает 6-е место в мире по подтвержденным запасам урана, но из-за смехотворных инвестиций добыча находится в плачевном состоянии. До сих пор наши потребности удовлетворяются за счет своего сырья лишь на треть. Остальное — за счет российской стороны. В течение двух десятилетий прогнозируется рост дефицита урана в мире. Поэтому стратегическая задача Украины — добыча как минимум в объемах, необходимых для собственных АЭС. При достаточном финансировании и системной госполитике этого можно достичь к 2017 году. В последнее время эта программа постоянно недофинансируется. Например, в текущем году правительство снова существенно урезало расходы на строительство рудников на базе Ново-Константиновского месторождения.

Стыдно, имея свою сырьевую, научную, кадровую и производственную базы, до сих пор не иметь ни собственного топлива, ни мощностей по переработке отработанного, ни хранилищ для него.

Важно, наконец, сформировать резерв уранового концентрата и свежего ядерного топлива в объемах годового потребления, как это и предполагалось государственной стратегией развития отрасли.

Кроме прочего, в ближайшие годы Украине необходимо решить еще ряд важных задач, и это далеко не полный список:

— повышение коэффициента использования установленной мощности АЭС до среднемирового уровня;

— продление ресурса действующих АЭС на 15 лет;

— огромный объем работ по подготовке снятия с эксплуатации станций, отработавших свой ресурс;

— сооружение объекта "Укрытие-2" на ЧАЭС и окончательное выведение ее из эксплуатации;

— завершение строительства и ввод в эксплуатацию II очереди Ташлыкской ГАЭС.

Источники финансирования и стратегия развития. Для реализации жизненно важных для Украины планов по развитию атомной энергетики в первую очередь необходимо четко определить источники финансирования — это могут быть бюджетные средства, финансы "Энергоатома", кредитные ресурсы, частные инвестиции (последнее требует соответствующих изменений законодательства). Для этого необходимо доработать и принять не только "Стратегию развития ядерно-энергетического комплекса Украины до 2030 года" (разработанную экспертами нашего правительства в 2007 году), но и максимально подробную Программу строительства атомных электростанций. Планом мероприятий по выполнению Энергетической стратегии до 2030 года предусматривалось принять такую программу до конца 2008 года. К сожалению, правительству Януковича не дали закончить работу над этим документом.

Бум в мировой атомной промышленности приведет к росту стоимости строительства и эксплуатации объектов ядерной энергетики. Учитывая сегодняшнее кризисное состояние нашей экономики, мы должны максимально точно спрогнозировать не только потребности в ресурсах на несколько десятилетий вперед, но и определить реальные источники их поступления.

А это сложно сделать без утверждения Стратегии социально-экономического развития всей страны. Мы должны четко понимать, какой мы хотим видеть страну, стандарты жизни, каждую отрасль экономики. А также рассчитать и максимально эффективно использовать все имеющиеся ресурсы.