Главная »  Разное » Северный поток: принуждение к действию

Северный поток: принуждение к действию

Post Image

"Газпром" продолжает лоббировать "Северный поток-2" в обход Украины. Российский газовый монополист уже подписал соглашение с европейскими партнерами о его финансировании. Эксперты не исключают, что проект может быть реализован и рассказали, что нужно сделать нашей стране, чтобы этого не произошло.

Кремль продолжает реализовывать свою программу раскола Европы и формирования инструмента супер-давления на Украину, без завладения которой его главный план – воссоздание Российской империи – никак не удается реализовать. То, что это происходит, подтверждает новость от "Газпрома", главного козыря Москвы во всех ее устремлениях: ведь Москва пытается реализовать свои амбиции путем проверенного временем механизма – кто обладает энергоресурсами и их поставкой, тот и контролирует мировую геополитику.

24 апреля российский монополист и его европейские партнеры подписали соглашение о финансировании "Северного потока-2". Французская Engie, австрийская OMV, нидерландско-британская Royal Dutch Shell, немецкие Uniper и Wintershall предоставят единственному акционеру "трубы", которым является "Газпром", долгосрочное финансирование в объеме 50% от стоимости проекта, который оценивается в 9,5 миллиарда евро. Вклад каждой из компаний составит до 950 миллионов евро.

"Финансовые обязательства европейских компаний подчеркивают стратегическую важность проекта "Северный поток-2" для европейского газового рынка, содействие конкурентоспособности, а также среднесрочной и долгосрочной энергетической безопасности, особенно в условиях прогнозируемого снижения внутриевропейской добычи", - с гордостью отрапортовал "Газпром".

 В Европе пока на эту новость не отреагировали, хотя основания для этого есть.

Ветер "северный", умеренный до сильного

 Проект "Северный поток-2", близнец "Северного потока-1", который уже действует – правда, его мощности используются лишь наполовину – предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Запустить "поток" планируется в 2020 году. Эти трубопроводы лишают Украину газотранзитной значимости, а также угрожают энергобезопасности ряду стран Центральной и Восточной Европы, в первую очередь, Польше, Венгрии, Словакии – они просто вылетят из транзитных энергопотоков Евросоюза. Ущербы будут колоссальными – Словакия потеряет 0,8 миллиарда долларов, Польша – 0,4 миллиарда долларов, наша страна – 2 миллиарда долларов.

По оценкам главы "Нафтогаза" Андрея Коболева, этот газопровод никоим образом не способствует диверсификации поставок топлива в ЕС, о чем постоянно талдычит "Газпром". и не обеспечивает Евросоюзу доступ к новым источникам газа. Коболев считает, что реализация проекта "Северный поток-2" приведет к тому, что пункты вхождения российского газа в ЕС будут почти полностью сконцентрированы в Германии. Однако имеющиеся газопроводы между севером Германии и странами Центральной и Восточной Европы не имеют достаточных мощностей, чтобы доставить нужные объемы газа в восточные европейские регионы.

 В этом контексте потеря транзита – лишь часть проблем для Украины. Дело в том, что на сегодня Словакия является главным поставщиком реверсного газа нашей стране. Фактически это выглядит так – часть российского газа, который мы транзитируем, возвращается словацкой стороной нам согласно заключенному договору. И если в нашей ГТС газа не будет, то и возвращать будет нечего. Главным поставщиком российского газа в Европу, если будет реализован "Северный поток-2", станет Германия. Ее мощностей для осуществления реверса в Украину с началом работы "Северного потока-2", что спровоцирует рост конкуренции на рынке за поставки по Европе, не хватит. Это грозит Украине подорожанием голубого топлива, а также вероятностью вынужденного возобновления газовых переговоров с Россией. То есть, риски немалые.

В данной ситуации очень странно выглядит поведение ЕС. Несмотря на уверения, что Европа поддерживает Украину в ее противостоянии агрессии России, и не видит нашу страну никем иным, как главным транзитером российского газа в ЕС, на самом деле все обстоит несколько иначе.

Как только в сентябре 2015 года "Газпром" и компании Shell, OMV и E.On. подписали соглашение о создании совместной проектной компании по строительству "Северного потока-2", антимонопольное ведомство Польши UOKiK высказалось против и сообщило о своей позиции в Еврокомиссию. В ЕС информацию взяли к сведению и предупредили – несмотря на то, что проект коммерческий – Россия и Германия не будут подписывать в случае его реализации межгосударственный документ, он должен полностью соответствовать правилам Третьего энергопакета.

 "Газпром" и его партнеры призадумались и решили переформатироваться. Соглашение акционеров было расторгнуто, "Товарищи" занялись поиском выхода из ситуации. Главной проблемой было финансирование – Россия проект не потянет, а международные банки брать на себя гарантии такой миллиардной ответственности, особенно с учетом санкций, не хотели. Тем временем, Еврокомиссия – раз СП не будет – заявила, что "Северный поток-2" не подпадает под действие главного энергетического законодательства ЕС, к тому же он проходит не по территории стран-членов ЕС, а исключительно по морской акватории, и предложила главам государств Евросоюза высказать свое мнение относительно строительства нового газопровода в Европу – "чтобы реализация проекта не велась в условиях правового вакуума".

И это несмотря на то, что дважды в Еврокомиссию свои возмущения по поводу "Северного потока-2" направляли Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Хорватия, Греция, Литва, Латвия и Эстония, к ним присоединилась и Украина…

Еще один важный момент – последнее решение Еврокомиссии, которое выглядит как благосклонное по отношению к "Газпрому", совпало с "мировой" со стороны российского газового монополиста в расследуемом ЕК деле об антиконкурентной деятельности "Газпрома" в Евросоюзе. Российский монополист, которому угрожали многомиллионные штрафы – его вина была доказана – пошел на попятную и согласился не препятствовать реэкспорту своего газа, обязался отказаться от нерыночных преимуществ, не предъявлять претензии Болгарии в отношении провала проекта "Южный поток", а также пересмотреть цены для ряда потребителей, привязав их к стоимости топлива на западноевропейских хабах. Кстати, потери "Газпрома" от таких уступок, по выводам экспертов, будут куда менее болезненны, чем финансовые санкции ЕС. Да и отыграть он их сможет, увеличив прокачку топлива в Европу, что гарантируют его проекты, в том числе "Северный поток-2".

То есть, Еврокомиссия пошла на компромисс с Россией – как говорится, ничего личного, только бизнес. Сейчас уже поговаривают о том, что осенью, скорее всего, ЕК сдастся и даст добро очередному "Северному".

Президент центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар считает, что вряд ли Еврокомиссия конкретно даст разрешение на "Северный поток-2", она просто самоустранится.

"Еврокомиссия просто умоет руки. Отдельные элементы в ее действиях говорят об этом. Под предлогом того, что это – бизнес-проект и проходит он по морской акватории, не по территории стран-членов, когда должны соблюдаться нормы Третьего энергопакета, Еврокомиссия не будет ни одобрять, ни запрещать. ЕК могут предъявить претензии, что она не вправе ставить барьеры на пути предпринимательской инициативы. А с учетом того, что есть группа стран, которые выступают против активно – страны Балтии и Польша, но есть и страны, которые пассивно выступают против – страны Скандинавии, Венгрия и та же Словакия, Еврокомиссия может найти Соломоново решение – консенсуса нет, а значит пусть бизнес решает сам. И это очень –по-европейски", - отметил эксперт.

Но что делать в данной ситуации Украине, потери которой при таком раскладе будут самыми серьезными?

Принципиальная позиция – иначе нельзя

В первую очередь Украине необходимо активизировать взаимоотношения с теми странами, которые являются фигурантами "Северного потока-2". Трубопровод должен пройти через исключительные территории (прибрежные воды) Швеции и Дании, которые до сих пор высказывались в отношении проекта неоднозначно. А их мнения куда более весомы при принятии решений в ЕС, чем не совсем услышанных до сих пор аргументы противников "потока". Именно в этих двух странах необходимо активизировать пропаганду в хорошем смысле этого слова против российской трубы. Пояснить, чем угрожает Балтийскому региону наращивание влияния Россией, которая уже сейчас устраивает там провокации. А чем это может закончиться, хорошо видно на примерах Грузии, Молдовы и Украины.

Между тем, по словам Гончара, хоть Украина и выступает против "Северного потока-2", и в этом вопросе очень активную позицию занимает "Нафтогаз", но мы – вне формата Евросоюза, поэтому, в первую очередь, должны потребовать у Еврокомиссии соответствующие консультации.

"В статье 274 Соглашения об ассоциации с ЕС такой диалог четко прописан: стороны должны учитывать интересы друг друга, их потенциальные возможности при реализации программ и проектов в различных сферах экономики. То есть, ЕС обязан с Украиной проконсультироваться прежде, чем давать добро на "Северный поток-2". Тем более, что у Украины профицит транзитных возможностей. Суть наших консультаций нужно сводить к следующему – ЕС должен обеспечить максимальную эксплуатацию нашей ГТС, что в интересах и Европы, а своим неприпятствованием реализации "Северного потока-2" нашей стране будет нанесен огромный ущерб. А если дадут старт проекту "Северный поток-2", то ЕС будет выглядеть как гибридный союзник России", - подчеркнул Гончар.

Но помимо консультаций, по мнению эксперта, Украине необходимо выработать альтернативные предложения. То есть, какие условия для реализации проекта можно выставить России.

Первое условие – Россия может строить новые инфраструктурные энергообъекты только после того, как вернется в международное правовое поле – уйдет с территории Крыма и Донбасса, то есть, после восстановления территориальной целостности Украины. До тех пор проект "Северный поток-2" должен находиться в санкционном списке Евросоюза. Второе условие – Россия должна положительно решить вопрос пропуска центрально-азиатского газа транзитом через свою трубу и далее через ГТС Украины в Европу. Причем это будет в интересах ЕС, которая который год добивается диверсификации поставок топлива. Третье условие – Россия должна допустить к экспортной трубе независимых производителей газа и предоставить им свободный доступ на европейский рынок. Тогда они смогут воспользоваться ГТС Украины, в то время, когда "Газпром" будет поставлять газ через "Северный поток-2".

"Это – те механизмы, которые можно было бы задействовать и которые Еврокомиссия могла бы выложить на стол переговоров с Россией. И они бы сработали, причем и в пользу Украины, и Европы. Но думаю, что политической воли на это у Еврокомиссии не хватит. Однако, в любом случае, России победно бить в гонг слишком рано", - сказал Гончар.

При этом он добавил, что еще очень важно по "газовому" вопросу активно работать с американцами. "Ведь двигатель санкций против России – именно США. А там как раз сейчас разработаны два законопроекта об усилении санкций против России, причем с разделом об энергетике, чего раньше не было. Причем они могут очень серьезно ударить по энергетическому сектору России. Это для нас сейчас очень важно", - подытожил Гончар.