Главная »  Электроэнергетика » Вовк: В Украине самые низкие тарифы на электроэнергию в Европе

Вовк: В Украине самые низкие тарифы на электроэнергию в Европе

Post Image

Глава НКРЭК Дмитрий Вовк считает, что заявление НАБУ о незаконности методики "Роттердам+" – непрофессионально, безосновательно и может рассматриваться, как вмешательство в деятельность комиссии

В конце августа глава Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артем Сытник заявил о том, что схема Роттердам+ не соответствует украинским реалиям и применяется незаконно.

Такой вывод Сытник сделал после того, как 17 августа детективы НАБУ провели обыски в здании Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭК). В ходе обысков были изъяты документы, которые показали, что в Украине только 3% угля поставляют из-за рубежа, а формулу расчета Роттердам+ применяют к 100%.

Согласно этой методике, которая была принята в апреле 2016 года, стоимость угля в производстве угольно-тепловой генерации считается по формуле "стоимость угля в порту Роттердам плюс стоимость его доставки в Украину". По мнению экспертов, из-за применения формулы Роттердам+, энергогенерирующие компании, в том числе ДТЭК Рината Ахметова и государственное Центрэнерго, продавали электроэнергию по завышенной стоимости энергетического угля на 2-4 кварталы 2017 года.

О том, обоснованны ли обвинения со стороны НАБУ, влияет ли формула Роттердам+ на тарифы для населения и зачем в принципе она нужна, НВ Бизнес рассказал глава НКРЭК Дмитрий Вовк.

- Недавно глава Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник обвинил вас в незаконном использование формулы образования цен на уголь Роттердам+. Почему вы нарушали закон?

- Говорить о незаконности методики со стороны НАБУ – непрофессионально, безосновательно и может рассматриваться, как вмешательство в деятельность комиссии.

Точно, что НАБУ здесь не преследует целью защиту населения, так как тарифов на электроэнергию для населения методика не касается. Также вряд ли речь идет об эффективном развитии энергетического сектора. Если серьезнее, то методика формирования оптовых цен на электрическую энергию разрабатывалась публично с соблюдением всех норм законодательства почти 4 месяца.

В течении этого времени документ был представлен для публичного обсуждения, согласован всеми профильными органами власти: Министерством энергетики, Антимонопольным комитетом, Государственной регуляторной службой и зарегистрирован в Министерстве юстиции, которое своим решением подтвердило соответствие законодательству.

- Предъявлены ли какие-либо обвинения со стороны НАБУ всем тем членам НКРЭКУ, которые разрабатывали и принимали этот формульный подход?

- Никаких обвинений ни членам НКРЭКУ, ни органам власти, которые согласовывали методику никто не предъявлял.

Хотя, как говорит фольклор – если правоохранитель не может придолбаться к столбу, его нужно увольнять.

- А как вообще была принята формула Роттердам+. Были ли публичные слушания?

- В Украине почти 20 лет отсутствовала методика формирования оптовых цен на электроэнергию, поэтому путь был очевидно долгим.

Летом 2015 года комиссия инициировала обращения в Антимонопольный комитет по расследованию на рынке электроэнергии.

В результате анализа АМКУ направил обязательные к рассмотрению по законодательству рекомендации – разработать методику.

После подготовки проекта методики документ был предложен к публичному слушанию и официально размещен, как проект на сайте комиссии.

Мы убеждены в преимуществах этого документа - наконец был установлен порядок рассмотрения, появилась предсказуемость и отход от ручных политических решений, что позволит обеспечить стабильную работу энергетического сектора.

- В чем разница формулы Роттердам+ по углю и Дюссельдорф+ (NCG+) по газу?

- Принципиальной разницы нет. Обе формулы приняты, как переходной этап до либерализации рынка, имеют фундаментальное обоснование и направлены на обеспечение собственными энергетическими ресурсами. Более чем рационально для государства развивать свою энергонезависимость и снижать нагрузку на покупку валюты.

По показателям формулы идентичны – среднее значение соответствующего commodity (сырьевого) индекса за последние 12 месяцев с учетом логистики скорректированный на показатели качества, а именно калорийность. По структуре рынка природный газ и энергетический уголь также идентичны – в моменте собственными ресурсами обеспечение около 70%, недостающие 30% нужно импортировать.

- Вы говорите, что формула Роттердам+ якобы не влияет на тарифы для населения. Но эксперты утверждают обратное…

- Вынужден развеять расхожий миф – что якобы из-за введения прозрачного и логичного подхода определения оптовых цен на электроэнергию выросли тарифы на электроэнергию для населения. Тарифы для населения были утверждены ранее, еще в 2015 году, и они не связаны с методикой определения оптовых цен.

Тарифы на электроэнергию для населения на сегодня одни из самых низких среди развитых стран мира и Европы. По данным Евростата среднее значение в 28 странах Евросоюза около 20 евроцентов/кВт*ч, что соответствует 6 грн/кВт*ч, в Украине выше 1.6 грн/кВт*ч для населения нет. Часто апеллируют, что якобы при наличии атомной энергетики тарифы могут быть ниже. Но пример Франции говорит об обратном – при более высокой чем в Украине доле АЭС в производстве тарифы для населения около 5 грн/кВт*ч, что в разы выше чем в Украине; и забывают, что социальная защита – задача правительства.

Искать причины атак на комиссию стоит среди тех, кто имеет естественный конфликт интересов, а именно крупный бизнес с коротким горизонтом желающий “все и сразу”, “а завтра хоть потоп” и были замечены в лоббировании эксклюзивных условий для себя – в СМИ более чем достаточно расследований по ферросплавным заводам, которые в 2012-2013 годах единственные получали несправедливые скидки, а в 2016-м предпринимали такие попытки повторно, постоянно обращаюсь с ультиматумами в форме меморандумов к правительству и комиссии.

- Против формулы Роттердам+ выступала Еврокомиссия. Есть ли хоть один международный орган, который ее поддержал?

- НКРЭКУ инициировало независимый профессиональный аудит со стороны Секретариата энергетического сообщества. Секретариат уполномочен оценивать соответствие украинского законодательства европейским принципам и давать оценку работы комиссии. Важно, что мы получили подтверждение с их стороны о готовности провести такую работу и на сегодня уже предоставляем необходимую информацию.

Мы ожидаем поддержку со стороны Секретариата в обеспечении независимости комисии и профессиональную оценку решений комиссии направленных на реформирование энергетического сектора, создание прозрачных и современных условий, привлечений инвестиций.

- Зачем в принципе нужна формула Роттердам+, с учетом того количества скандалов, который она вызывает?

- Мы считаем недопустимым откат в реформировании в угоду отдельным игрокам и во вред долгосрочного развития базового для экономики энергетического сектора. И это касается не только формирования оптовой цены на электроэнергию.

Чтобы оценить последствия для угольного сектора - достаточно вспомнить о почти $2 млрд, что по нынешнему курсу более 50 млрд гривен, которые ежегодно, мягко говоря, неэффективно использовались на поддержку углепрома за счет налогоплательщиков в ущерб развитию системы образования, медицины и обороны.