Главная »  Электроэнергетика » Комитет ВР по ТЭК просит Кабмин созвать Координационный центр по обеспечению реформы рынка электроэнергии

Комитет ВР по ТЭК просит Кабмин созвать Координационный центр по обеспечению реформы рынка электроэнергии

Post Image

Комитет ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса (ТЭК), ядерной политики и ядерной безопасности предложил правительству поручить созвать Координационный центр по обеспечению внедрения нового рынка э/э для урегулирования срочных проблем, препятствующих полноценному запуску новой модели оптового рынка э/э.

Письмо с соответствующей просьбой направлено премьер-министру Владимиру Гройсману 16 апреля 2019 года, сообщил председатель профильного комитета ВР Александр Домбровский в Facebook.

А.Домбровский напомнил, что комитет с этим вопросом обращается к правительству уже третий раз.

Ситуация с неурегулированностью ряда системных проблем отрасли создает реальную угрозу как срыва сроков внедрения в Украине новой модели э/э, которая должна заработать с 1 июля, так и энергореформ в целом, подчеркивается в письме.

Среди проблем, в частности названы неполные расчеты некоторых категорий потребителей (в том числе и государственных шахт, водоканалов) и отсутствие механизмов погашения накопленной в оптовом рынке задолженности за э/э.

Комитет напоминает, что только в январе-феврале текущего года задолженность потребителей перед поставщиком "последней надежды" (которым является госпредприятие "Укринтерэнерго") составила 1,09 млрд грн, в частности 364 млн грн недоплатили за э/э угольные шахты, 307 млн грн – водоканалы, 143 млн грн – предприятия жилкоммунхоза. В связи с этим "Укринтерэнерго" не может полностью рассчитаться за купленную э/э, а также за услуги ее распределения. По данным самого предприятия, долги на конец марта составляли соответственно 660 млн грн и 150 млн грн, налоговый долг – 385 млн грн. В результате работы "Укринтерэнерго" может быть заблокирована из-за ареста его счетов по искам кредиторов.

Помимо этого, как отмечается в письме, дебиторская задолженность госпредприятия "Энергорынок" на конец марта составляла около 33 млрд грн, кредиторская – около 27 млрд грн.

Комитет также подчеркивает, что считает нецелесообразным проводить заседание Координационного центра в форме заочного голосования его участников – такая форма работы не предусмотрена типовым положением о подобных органах правительства.

Как сообщалось, международное сообщество в письме от 17 апреля 2019 года призвало украинские власти оперативно провести заседание Координационного центра по обеспечению внедрения нового рынка э/э при Кабинете министров, чтобы обеспечить своевременный запуск новой модели рынка с 1 июля.

Соответствующее совместное обращение направили главы представительства Евросоюза в Украине Хюга Мингарелли, директора Европейского Энергетического Сообщества Януша Копача, главы представительства Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) в Украине Жан-Эрика де Загона, управляющего директора ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа Маттео Патроне и директора миссии USAID в Украине Сьюзан Фриц.

Документ адресован премьер-министру Владимиру Гройсману, председателю Комитета ВР по ТЭК, ядерной политике и ядерной безопасности Александру Домбровскому, вице-премьеру Владимиру Кистиону, министру энергетики и угольной промышленности Игорю Насалику, министру финансов Оксане Маркаровой, председателю Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Оксане Кривенко.

Созданный в августе 2017 года Координационный центр по обеспечению внедрения нового рынка э/э при Кабинете министров не проводил заседания с апреля 2018 года.

Кабинет министров постановлением №174 от 6 марта внес изменения в положение о Координационном центре по обеспечению внедрения нового рынка э/э - предусмотрена возможность принимать решения путем проведения заочного голосования (опроса).

На июль 2019 года в Украине намечен запуск новой модели оптового рынка э/э во исполнение закона "О рынке э/э", принятого в апреле 2017 года. Предполагается переход от работы по модели "единого покупателя" к полномасштабному конкурентному рынку, предусматривающему двусторонние договора между производителями и крупными потребителями, введение балансирующего рынка, рынка "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка.