Главная »  Электроэнергетика » Напряжение в $20 миллиардов

Напряжение в $20 миллиардов

О модернизации генерирующих мощностей украинской электроэнергетической отрасли говорят еще с прошлого века. Проблема, действительно, существует и с каждым годом становится все актуальнее. Большинство действующих энергоблоков на украинских электростанциях были введены в строй еще в 70-80-е годы и уже исчерпали свой расчетный ресурс. Несмотря на то, что в отрасли постоянно ведутся ремонтные работы, старое оборудование постепенно заменяется новым, масштабы этой деятельности, по мнению экспертов, недостаточны и не отвечают реальным потребностям. Как обычно, все упирается в деньги, вернее, их нехватку. Стоимость необходимого обновления украинской генерации оценивается примерно в $17-20 млрд. Государство, в чьей собственности находится большая часть энергетических компаний, сделать это не в состоянии, но и альтернативные варианты пока не складываются.

Проблема-2016

Украина унаследовала от СССР высокоразвитый электроэнергетический сектор, опирающийся на четыре атомные и два десятка тепловых электростанций. Вследствие распада единого советского хозяйственного комплекса и демонтажа части промышленности в ходе кризиса 90-х годов, эти мощности оказались избыточными.

Благодаря этому появилась возможность безболезненно вывести из строя окончательно устаревшие энергоблоки, а затем практически отказаться от подорожавшего природного газа как источника энергии, оставив в строю только угольные ТЭС. В I половине 2008 г., когда потребление электроэнергии в украинской экономике достигло максимального уровня, из 79 энергоблоков НАК "Энергетическая компания Украины" (НАК "ЭКУ") 11 находились в долгосрочной консервации.

Правда, структура украинского энергетического комплекса оказалась не оптимальной. Так, хронически не хватало маневренных генерирующих мощностей. На ГЭС, которые обычно используются для этой цели, в последние годы приходилось не более 8% выработки э/э. Из-за этого в маневренном режиме приходится использовать не совсем подходящие для этого ТЭС.

Однако в текущем десятилетии все эти сложности отошли на задний план под влиянием более важной и фундаментальной проблемы — массового устаревания генерирующих мощностей. По состоянию на 2007 г. 90% блоков украинских ТЭС исчерпали свой расчетный ресурс. Степень износа основных фондов в электроэнергетической отрасли достигла 40%, а на некоторых станциях этот показатель оценивался в 70-90%.

Построенные в 70-е годы энергоблоки имели низкий КПД — в среднем, 28-30%, тогда как сегодня, при применении современного оборудования и передовых технлогий, достижимы показатели 40-45%. По оценкам экс-президента НАК "ЭКУ" Владимира Зиневича, ежегодно только ТЭС, входящие в активы компании, сжигали "лишние" 10 млн т угля.

Ремонты и постепенная замена старого оборудования новым продлевали ресурс энергоблоков, но этот резерв постепенно исчерпывался. Как заявлял В.Зиневич в середине 2008 г. (и не отказывался от этих оценок в конце 2009 г.), без проведения широкомасштабной модернизации старых энергоблоков и строительства новых уже к 2016 г. Украина вследствие роста энергопотребления и выхода из строя вконец изношенных мощностей может столкнуться с дефицитом э/э.

При этом для его покрытия придется либо импортировать э/э, либо расконсервировать газомазутные блоки, использующие относительно дорогостоящие энергоресурсы. Называл В.Зиневич и сумму, которая требуется для проведения модернизации украинской энергогенерации, — $17-20 млрд в течение 10 лет.

Большая часть украинских электростанций находится в государственной (либо частно-государственной с преобладанием государственной доли), собственности. К частному сектору формально можно отнести только компанию "Востокэнерго", в состав которой входят 3 ТЭС с 17-ю блоками. На ее долю приходится около 25% тепловой генерации э/э или, соответственно, 14% ее общенациональной выработки. Модернизация же остальных 86% мощностей является заботой государства.

С государственными инвестициями в Украине всегда было плохо, а в последние годы — особенно. Бюджетные средства на модернизацию энергоблоков практически не выделялись, а финансирование модернизационных проектов осуществлялось, в основном, из двух источников: собственных средств, для чего в цену э/э включалась инвестиционная надбавка, и кредитов украинских и иностранных финансовых организаций.

Инвестиционные надбавки к тарифам достаточно широко использовались в украинской электроэнергетике, однако этот инструмент не подходил для реализации крупных проектов. Вследствие политики "дешевой энергии" (особенно для населения) государство не могло пойти на существенное увеличение тарифов. А в предвыборном 2009 г. такая практика практически вообще прекратилась.

Привлечение кредитов для финансирования энергетических проектов было также достаточно распространенной практикой в середине нынешнего десятилетия. Так, модернизация мощностей компании "Укргидроэнерго" частично осуществляется за счет кредита Мирового банка в размере $160 млн. Значительные средства на обновление генерирующих мощностей выделил в последние годы "Ощадбанк". В частности, в феврале 2010 г. он предоставил 55 млн грн в качестве займа для ОАО "Донбассэнерго".

Однако в связи с финансовым кризисом, кредитование существенно осложнилось. Тот же "Ощадбанк", на который возложили и предоставление финансирования для НАК "Нафтогаз Украины", сегодня явно не в состоянии выделить новые миллиардные кредиты на проекты с многолетней окупаемостью.

Иностранные кредитные ресурсы дорогие, да и привлечь их сложно. Так, в конце прошлого года "Центрэнерго" безуспешно пыталось получить под госгарантии около EUR100 млн на реконструкцию энергоблока №2 Трипольской ТЭС у немецких государственных банков развития. Пока ничем не завершилась и попытка "Энергоатома" привлечь российские деньги на строительство двух новых блоков на Хмельницкой АЭС.

Кроме того, беспокойство у финансистов вызывает высокий уровень задолженности украинских энергокомпаний. В частности, "Энергоатом" в прошлом году привлек в Украине и за рубежом кредиты на общую сумму около 1.2 млрд грн (в том числе в рамках рефинансирования задолженности), в результате объем его обязательств вырос более чем на 550 млн грн и достиг почти 2.3 млрд грн. Разумеется, для компании с объемом доходов порядка 13 млрд грн (в кризисном 2009 г.) это не критично, но, по словам президента "Энергоатома" Юрия Недашковского, может привести к росту стоимости новых займов.

Сменявшие друг друга украинские правительства рассматривали вопрос о приватизации тепловой энергогенерации. Были озвучены проекты продажи различных пакетов акций четырех компаний, входящих в НАК "ЭКУ", — от 10-25% до 60% + 1 акция. Естественно, под существенные инвестобязательства и с сохранением государственного контроля над электроэнергетикой посредством Минтопэнерго и НКРЭ.

Однако ни правительство, ни депутаты Верховной Рады, ни ФГИ так и не смогли решить, что они хотят получить в первую очередь от приватизации энергокомпаний — весомое пополнение госбюджета или модернизацию генерирующих мощностей.

В конце концов, экс-Президент Виктор Ющенко наложил вето на приватизацию энергокомпаний, и на этом все успокоилось. Впрочем, новый председатель ФГИ Александр Рябченко недавно заявил, что поддерживает идею приватизации четырех тепловых энергокомпаний, так что этот вопрос может вскоре снова приобрести актуальность.

Итоги приватизации

Приватизация отнюдь не гарантирует приток инвестиций на предприятия, переданные в частную собственность. Вспомним самые известные примеры из металлургической отрасли. Меткомбинат "Криворожсталь", проданный транснациональной группе Arcelor Mittal, продолжил направлять на реконструкцию, примерно, такую же долю прибыли, что и до приватизации (даже немного меньше). Выполнение инвестиционных обязательств по расширению его мощностей и созданию производства плоского проката было отложено на неопределенный срок — формально, из-за кризиса.

А новые хозяева Запорожского алюминиевого комбината в лице российской компании "Русал" сначала под надуманным предлогом вообще отказались от выполнения инвестобязательств, а в последнее время практически прикрыли предприятие. Между тем, если металлургические комбинаты, хотя и важны, но не критичны для государства, то любая электростанция представляет собой важнейший стратегический объект.

Впрочем, именно в украинской электроэнергетике можно найти яркий пример того, как приватизация благотворно влияет на состояние приватизированной компании и действительно способствует модернизации ее мощностей. Речь идет, естественно, о "Востокэнерго" — единственной на сегодня крупной частной украинской энергокомпании.

В 2004 г. контроль над "Востокэнерго" получила группа "Систем Кэпитал Менеджмент" Рината Ахметова, в 2005 г. она была включена в состав новосозданного энергетического подразделения группы — "Донбасской топливно-энергетической компании" ("ДТЭК"). В 2007 г. в компании стартовала широкомасштабная трехэтапная программа реконструкции мощностей "Востокэнерго" общей стоимостью около $430 млн, рассчитанная на 4 года. С 2007 г. по 2010 г. предполагалось модернизировать 8 из 17 энергоблоков "Востокэнерго". Кризис, естественно, внес свои коррективы в эти планы, однако где-то к концу 2010 г. (с задержкой примерно, на год) должен быть доведен до конца второй этап программы, после чего количество модернизированных энергоблоков компании достигнет пяти.

В ходе реализации каждого из этих проектов ресурс энергоблока продлевается на 15-20 лет, его мощность возрастает на 5-15%, а удельный расход топлива снижается на 10-20%. Значительно увеличивается маневренность оборудования, что дает возможность плавно регулировать мощность, продлевает ресурс работы оборудования и повышает его экономичность. При этом модернизация проводится, в основном, силами украинских предприятий, получающих не только дополнительные доходы, но и ценный опыт. Так, проект модернизации турбины на энергоблоке №2 Зуевской ТЭС, выполненный в 2009 г. компанией "Турбоатом", был удостоен Государственной премии Украины в сфере науки и техники.

Как заявляло руководство "ДТЭК" в 2009 г., компания планирует до 2018 г. реконструировать все энергоблоки "Востокэнерго". Стоимость работ оценивалась в $1 млрд, хотя эта сумма очень приблизительная. Предполагается, что в результате модернизации мощность генерации возрастет на 300 МВт, т.е. более чем на 7%.

Кроме того, в 2012-2013 гг. может быть начато строительство нового энергоблока на Луганской ТЭС. На установке мощностью 250 МВт и стоимостью 1 млрд грн планируется использовать технологию циркулирующего кипящего слоя, что позволит сжигать низкокачественное топливо с высокой зольностью.

Помимо "Востокэнерго", "ДТЭК" фактически контролирует "Днепроэнерго", где ей после всех перипетий все же досталось 47.46% акций (впрочем, в случае расширения уставного фонда, утвержденного на общем собрании акционеров 1 апреля, "ДТЭК" может стать собственником контрольного пакета акций компании), и имеет определенное влияние на "Западэнерго".

"Днепроэнерго" в марте этого года анонсировало инвестиционный план на 2010 г., в рамках которого на эти цели предполагается направить 528.8 млн грн. Из них свыше 290 млн грн (или около 55%) будут затрачены на техническое переоснащение, подготовку проектной документации и непосредственно на реконструкцию двух энергоблоков — №3 на Криворожской ТЭС и №9 на Приднепровской ТЭС. Для финансирования этих проектов компания привлечет кредитную линию "Ощадбанка" в размере 100 млн грн. Кроме того, по некоторым данным, недавно рассматривалась возможность реанимирования прошлогоднего проекта эмиссии облигаций на общую сумму 1.01 млрд грн, которые выкупались бы структурами "ДТЭК". Но теперь, вероятно, будет использован менее "экзотический" механизм.

Модернизация по возможности

"Западэнерго", занимающая особое положение в украинской энергетике благодаря Бурштынской ТЭС, интегрированной в европейскую энергосистему, разработала широкомасштабную модернизационную программу еще в 2007 г. В рамках проекта стоимостью 1.8 млрд грн предусматривались строительство новой подстанции, расширение электросетей, обновление открытого распределительного устройства Бурштынской ТЭС, ряд других работ.

Кроме того, в конце 2007 г. началась реконструкция энергоблока №7 Бурштынской ТЭС общей стоимостью 418 млн грн, разделенная на два этапа. Благодаря модернизации, мощность блока предполагалось увеличить от 185-195 МВт до 210-215 МВт, а удельный расход топлива — снизить на 5-10%. Завершить эту реконструкцию предполагается только осенью 2011 г., причем уже в прошлом году компания столкнулась с большими проблемами в привлечении финансирования под второй этап проекта (около 190 млн грн). Установленная в феврале 2009 г. НКРЭ инвестиционная надбавка обеспечивала только 20 млн грн в год.

Руководство Бурштынской ТЭС разработало планы модернизации всех 12 энергоблоков. Ремонт пяти (№№8-12) обошелся бы в $75 млн, а масштабная реконструкция каждого из блоков №№1-7 оценивалась в $80-130 млн. Таким образом, полное переоборудование станции обошлось бы в $555-985 млн.

Как заверяет дирекция станции, эти затраты окупились бы в течение 10 лет благодаря расширению экспорта э/э в Европу и снижению удельных затрат, однако кризис, очевидно, должен был подкорректировать эти расчеты. В любом случае, "Западэнерго" пока с трудом "тянет" реконструкцию только одного энергоблока, а о модернизации двух других электростанций компании — Добротворской и Ладыжинской — вообще речь не идет.

Не лучше обстоят дела и в "Центрэнерго". В прошлом году эта компания оказалась в центре конфликта, вызванного намерением предыдущего правительства организационно объединить ее с двумя угольными холдингами — "Ровенькиантрацит" и "Свердловантрацит". Не вдаваясь в подробности этой истории, заметим, что подобный проект, в принципе, мог бы несколько помочь компании благодаря достижению вертикальной интеграции. Из всех украинских энергокомпаний "Центрэнерго" отличается наибольшим износом оборудования, а ее мощности загружены всего на 20%.

В прошлом году КМ утвердил ТЭО модернизации энергоблока №2 Трипольской ТЭС "Центрэнерго". Стоимость проекта была оценена более чем в 1.1 млрд грн — абсолютный рекорд в отрасли и сравним с планируемыми затратами "Востокэнерго" на строительство нового энергоблока на Луганской ТЭС (впрочем, реконструкция блоков Бурштынской ТЭС оценена ее руководством ненамного дешевле).

Данная модернизация была внесена в список приоритетных проектов, которые планировалось реализовать под госгарантии с привлечением кредитных средств от иностранных финансовых институтов, но переговоры с немецкими банками развития KfW и AKA пока не дали реальных результатов. Может быть сегодня, уже после выборов, к этому проекту вернутся. Так или иначе, как и в "Западэнерго", в "Центрэнерго" в обозримом будущем планируется модернизировать только один энергоблок.

Наконец, "Донбассэнерго", наименее крупная из тепловых генераторов электроэнергии в Украине, в конце прошлого года завершила реконструкцию блока №4 на Старобешевской ТЭС. Проект, предусматривавший установку первого в Украине котла с циркулирующим кипящим слоем, стартовал еще в 2002 г. и даже был завершен в конце 2004 г. Однако произошедшая вскоре крупная авария привела к тому, что ввод в строй этого агрегата задержался на 5 лет.

Безусловно, модернизация, на которую компанией было затрачено более $130 млн, дала отличные результаты. Мощность блока возросла с 175 МВт до 210 МВт, себестоимость электроэнергии, по данным "Донбассэнерго", уменьшилась с 9.5 коп до 5 коп за 1 кВтч, резко сократились выбросы вредных веществ в атмосферу. Насколько известно, в ближайшем будущем "Донбассэнерго" не планирует начинать реконструкцию новых энергоблоков.

В результате, в тепловой генерации Украина имеет не слишком утешительный баланс. За последние годы в отрасли модернизированы три энергоблока (два "Востокэнерго" и один "Донбассэнерго), до конца 2011 г., вероятно, завершится реконструкция еще четырех (три "Востокэнерго" и один "Западэнерго"). Принято решение, но не определены сроки, как минимум, по шести блокам (три — "Востокэнерго", вероятно, два — у "Днепроэнерго" и один у "Центрэнерго"). Итого — 13 из 85 энергоблоков, действовавших на 14 ТЭС пяти энергокомпаний на середину 2008 г.

Вопрос о том, кто займется реконструкцией оставшихся 72 стоимостью $6-9 млрд, остается без ответа. "ДТЭК", судя по всему, выполнит свои обязательства по полной модернизации мощностей "Востокэнерго" и, вероятно, плотно займется станциями, входящими в состав "Днепроэнерго". Перспективы трех оставшихся энергокомпаний выглядят туманными.

Денежная генерация

Украинская электроэнергетика — это не только ТЭС. Еще больший вклад в энергобаланс страны вносят четыре АЭС, входящие в структуру "Энергоатома".

У украинских атомщиков те же проблемы, что и у их коллег в тепловой генерации. Износ основных фондов, по некоторым данным, превышал на конец прошлого года 55%, а на отдельных станциях доходит и до 70%. Блоки, построенные в 80-е годы, постепенно вырабатывают свой ресурс и нуждаются в дорогостоящей реконструкции.

В пресловутой Энергетической стратегии развития Украины до 2030 г. атомной энергетике отводилось особое место. Именно она должна была стать основой энергетической независимости страны. За 25 лет планировалось построить 22 новых атомных энергоблока, что было сравнимо с соответствующими программами 60-80-х годов в СССР, США и Франции. Эти прожекты остались только на бумаге. Строительство третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС было все же запланировано на 2015-2016 гг.

Сейчас реализация данного проекта, который оценивается в $5 млрд, практически полностью затормозилась. В прошлом году КМ так и не выделил средств на подготовку ТЭО проекта, а переговоры о финансировании строительства российской стороной (заказ на сооружение блоков предполагалось отдать российской компании "Атомстройэкспорт"), начатые в сентябре 2009 г., пока не перешли в практическую плоскость.

Впрочем, в скором будущем у "Энергоатома" появятся новые заботы. В 2012 г. истекает 30-летний плановый срок эксплуатации блока №1 Южно-Украинской АЭС, затем такие же проблемы возникнут и у других. С 2007 г. "Энергоатом" реализует проект продления ресурса данного блока, к концу 2009 г. из около 250 мероприятий, предусмотренных планом, была выполнена половина. О затратах, связанных с модернизацией, не сообщается. Однако очевидно, что они на порядки ниже строительства нового энергоблока. Затраты на реновацию действующих блоков станут в следующее десятилетие солидной статьей затрат "Энергоатома".

Компания "Укргидроэнерго" начала модернизацию своих мощностей еще в 1993 г. В ходе первого этапа, завершившегося в 2005 г., как сообщалось в СМИ, было модернизировано 25 агрегатов ГЭС, а их совокупная мощность была увеличена на 120 МВт. Затраты на реализацию проектов составили $122 млн, из которых $49 млн — кредит Мирового банка. В рамках второго этапа, рассчитанного до конца 2011 г., предполагалось реконструировать еще 46 гидроагрегатов (19 из них, по данным на февраль 2010 г., уже модернизированы). Разработана программа и третьего этапа, который должен завершиться в 2017 г.

Помимо реконструкции, "Укргидроэнерго" занимается начатым еще при СССР строительством важнейшей для украинской энергетики крупнейшей в Европе Днестровской гидроаккумулирующей станции (ГАЭС) плановой мощностью 2200 МВт. Ее ввод в эксплуатацию должен значительно расширить маневренные возможности отрасли и снизить масштабы использования в этих целях блоков тепловых электростанций. В декабре 2009 г. на станции была запущена первая турбина, еще две должны вступить в строй к 2012 г.

Однако в последнее время "Укргидроэнерго" постоянно сталкивается с нехваткой средств для реализации проектов. Второй этап модернизации общей стоимостью $362 млн предполагалось частично профинансировать с помощью кредита Мирового банка ($100 млн), а остальные затраты включить в инвестиционную надбавку к тарифу. Как утверждают представители компании, правительство утвердило эту надбавку на уровне в два раза меньшем, чем требуется. Так что даже привлечение дополнительных $60 млн от Мирового банка не решит полностью проблему.

В 2009 г., по данным СМИ, компания смогла направить на строительство Днестровской ГАЭС только 800 млн грн при фактическом выполнении работ более чем на 940 млн грн, а бюджет текущего года в размере 1.08 млрд грн вообще находится под угрозой срыва. Для аккумулирования необходимой суммы, по расчетам "Укргидроэнерго", необходимо увеличить тариф на 25% по сравнению с текущим уровнем, что приведет к заметному подорожанию э/э на оптовом рынке.

Вообще, тарифы — это, пожалуй, главная проблема украинской электроэнергетики и основной барьер для модернизации. Во всем мире существует всего два способа финансирования крупных строительных проектов. Средства, выделяемые на эти цели, либо поступают напрямую из госбюджета (так строились электростанции в СССР, а сейчас, например, в Китае), либо закладываются в тариф на э/э.

Первый путь для современной Украины невозможен по причине хронической нехватки денег и недостаточного опыта реализации проектов общегосударственного масштаба. Второй требует повышения нынешних тарифов на э/э. Коснется это, прежде всего, населения, так как стоимость э/э для украинской промышленности сейчас уже находится на одном уровне с Восточной Европой, а вот домохозяйства платят за э/э в 5-12 раз меньше, чем граждане стран ЕС.

В марте 2010 г. независимый отраслевой профсоюз энергетиков Украины обратился к Президенту В.Януковичу с предложением отменить мораторий на повышение тарифов на э/э. Резоны для этого есть: в прошлом году финансовое положение всех энергетических компаний страны ухудшилось. Так, все четыре компании, входящие в состав НАК "ЭКУ", завершили 2009 г. с убытками, совокупный объем которых составил 913.6 млн грн. Тут уже не до модернизации.

В то же время НКРЭ сохранила на текущий год прошлогодние тарифы. По некоторым данным, общий объем субсидий на энергорынке составил в прошлом году около 18 млрд грн. Даже относительно небольшое снижение этих затрат на поддержание низкой стоимости э/э для населения может дать ощутимый экономический эффект.

Как отнесется к такой просьбе новая власть? В марте В.Янукович дал поручение правительству навести порядок в энергетике, но, судя по словам вице-премьера Андрея Клюева, речь будет идти, в первую очередь, о нормализации системы внутренних расчетов за э/э и поставках сырья. В то же время информация о возможном увеличении энерготарифов на э/э пока не подтверждается.

С одной стороны, повышение тарифов является весьма проблематичным с политической точкой зрения. С другой, кому-то же надо остановить настоящую эпидемию популизма, которая в прямом смысле разрушает экономику Украины, не позволяя поставщикам природного газа, тепла, э/э проводить крайне необходимую модернизацию своих мощностей.