27.03.2009

Опять по шпалам…

uaEnergy

2

0

Опять по шпалам…

Угольная промышленность для украинской железной дороги всегда была в числе самых проблематичных клиентов. Тарифные ставки на перевозку каменного угля сейчас установлены ниже себестоимости (кроме транзита). Но подчиняясь требованиям Всемирной Торговой Организации, "Укрзализныця" готовит новый сборник тарифов. Предполагается, что после утверждения правительством он будет введен в действие с 1.07.09 г. И тогда, как рассчитывают железнодорожники, перевозка угля уже не будет приносить им убытки.

Оксана ЛИВЕНЬ

О тарифной политике и других актуальных вопросах перевозок продукции угольной промышленности железнодорожным транспортом Украины рассказал на конференции "Уголь СНГ — 2009" руководитель сектора маркетинговых исследований Главного коммерческого управления "Укрзализныци" Владислав КРАСНОЖОН.

Всеобщий финансово-экономический кризис не обошел стороной и железнодорожников. По словам Владислава Красножона, общие объемы перевозок "Укрзализныци" по итогам 2008 г. уменьшились на 3%, хотя до августа отмечался прирост в размере 38%. При этом транзитные перевозки, несмотря на кризис, по итогам года даже несколько увеличились — на 1.8%.

Главной проблемой железнодорожной отрасли сейчас является резкое уменьшение объемов перевозок продукции металлургического комплекса, химической промышленности и строительной индустрии — отраслей, приносивших ранее "Укрзализныце" основной доход. Объемы перевозок в этих сегментах начали сокращаться с сентября 2008 г., а в ноябре-декабре упали более чем наполовину.

Объемы перевозок

Почти весь добываемый в Украине уголь перевозится железнодорожным транспортом (только незначительные объемы энергетического угля для нужд населения — автомобильным).

Как сообщил В.Красножон, объемы перевозок каменного угля в 2008 г. составили 129.2 млн т — на 2.3% больше, чем в 2007 г. Доля каменного угля в общей структуре перевозок составила 25.9%. Во внутригосударственном сообщении объемы перевозок увеличились на 3.9%, в экспортном — на 31.7%. Уменьшились объемы импорта и транзита — соответственно на 2.6% и 8.8%.

Негативные тенденции в металлургической отрасли привели к уменьшению перевозок кокса. По итогам 2008 г. объемы перевозок кокса железнодорожным транспортом составили 11.9 млн т — на 6% меньше, чем в 2007 г. Доля кокса в общей структуре перевозок составила 2.4%. Во внутригосударственном сообщении перевозки кокса уменьшились на 3.2%, импортном — на 40.1%, транзитном — на 15.0%. Увеличились объемы только экспорта кокса, причем довольно существенно — на 71.4%.

Перевозки каменного угля и кокса в Украине в 2008 г.

Показатели

Каменный уголь

Кокс

Объем перевозок, млн т

129.2

11.9

Доля в общей структуре перевозок, %

25.9

2.4

Объем перевозок в 2008 г. к 2007 г. (%), всего

+2.3

-6.0

в т.ч. по видам сообщения:

- внутригосударственное

+3.9

-3.2

- импорт

-2.6

-40.1

- экспорт

+31.7

+71.4

- транзит

-8.8

-15.0

Тарифы

Учитывая значимость угля для экономики Украины, как отметил В.Красножон, тарифные ставки на перевозку каменного угля во всех видах сообщения (кроме транзита) установлены ниже ее себестоимости. Тарификация при перевозке каменного угля во внутригосударственном и экспортно-импортном сообщении происходит по первому тарифному классу. Повышающий коэффициент к базовым ставкам "Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом Украины. Тарифное руководство №1" с 1.10.08 г. составляет 3.165.

Тарификация при перевозке кокса происходит как для внеклассового груза. Повышающие коэффициенты к базовым ставкам "Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом Украины. Тарифное руководство №1" в настоящее время составляют: для внутригосударственного сообщения и импорта — 3.851, для экспорта — 4.692.

ВТО требует изменений

Специалист "Укрзализныци" отметил, что ныне действующий сборник тарифов был утвержден еще в 1999 г., и с тех пор меняются только коэффициенты к базовым ставкам тарифов.

После вступления Украины в ВТО возникла необходимость изменения методологии тарифообразования в соответствии с требованиями этой организации. Сейчас разрабатывается новый "Сборник тарифов на перевозку грузов во внутригосударственном и экспортно-импортном сообщении железнодорожным транспортом Украины". Для этого создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители заинтересованных министерств и ведомств. Введение в действие этого документа планируется с 1.07.09 г.

В соответствии с условиями ВТО, будет проводиться политика выравнивания тарифов по видам сообщения и классам грузов. В результате, тарифы на высокостоимостные грузы будут снижаться, а на низкостоимостные, в том числе уголь, — повышаться. Если раньше стоимость перевозок по первому и второму классу "покрывалась" за счет высокостоимостных грузов, то сейчас такое перекрестное субсидирование уже не дает эффекта, поскольку объемы перевозок высокостоимостных грузов сокращаются.

В отдельные тарифные схемы будет выделена вагонная, локомотивная и инфраструктурная составляющие. Как отметил В.Красножон, такую систему уже успешно применяет ОАО "Российские железные дороги". По его словам, этот механизм облегчит частным компаниям получение кредитов для приобретения подвижного состава.

Кроме того, тарифные ставки будут изменены в зависимости от расстояния перевозок. На короткие расстояния (до 500 км) тарифные ставки будут уменьшены, а на дальние (более 500 км) — увеличены. "Это связано, в первую очередь, с тем, что железная дорога теперь стремится конкурировать с автотранспортом, — объяснил В.Красножон. — Когда все было хорошо, мы не очень обращали внимание на перевозки грузов на малые расстояния — 300-350 км, и отдавали их автотранспорту. Сейчас такую роскошь позволить уже не можем".

"Снижать стоимость перевозки угольной продукции железная дорога не будет. Каждая перевозимая тонна на данный момент нам и так приносит убытки", — заявил специалист "Укрзализныци".

По его словам, с введением нового сборника будут повышены тарифы на перевозку всех грузов первого тарифного класса. Если КМ по каким-либо причинам не утвердит этот документ до 1 июля, то "Укрзализныця" увеличит тарифы через повышающие коэффициенты.

"Укрзализныця" сможет предоставлять определенные преференции, но только для тех грузов, которые раньше перевозились с положительной рентабельностью. "Если раньше мы перевозили черные металлы с рентабельностью 40% во внутреннем и экспортном сообщении, то сейчас можем сделать для них 20-процентную скидку, снизив наш уровень рентабельности до 10-12%. Но куда уже снижать тарифы для угольной продукции, по перевозкам которой уровень рентабельности составляет минус 13-14%? Если сделать минус 40%, то за счет кого это покрывать?" — вопрошает В.Красножон.

Транзит

При перевозке каменного угля и кокса транзитом через территорию Украины применяются ставки, установленные в документе "Тарифная политика железных дорог Украины на 2009 фрахтовый год. Сборник тарифов на транзитные перевозки грузов железнодорожным транспортом Украины".

В.Красножон отметил, что раньше экспедиторские компании делились на три класса. Крупные экспедиторы первого класса имели скидку 6%, второго класса — 3%, остальные, с небольшими объемами перевозок, работали без скидок. Сейчас все экспедиторские компании работают на общих основаниях.

"Но это не означает, что "Укрзализныця" не предоставляет скидок при выполнении транзитных перевозок. Скидки стали адресными — для конкретных грузопотоков, грузоотправителей, конкретных экспедиторов", — объяснил В.Красножон. По его словам, тарифные комиссии, которые сейчас заседают один-два раза в неделю (раньше — раз в 1-2 месяца), принимают много решений по предоставлению скидок.

"Пойти на такой шаг нас заставила достаточно жесткая позиция прибалтийских стран. Если раньше логистику через порты Балтии было более-менее легко просчитать, то сейчас все транспортные администрации официальных скидок к базовым тарифам не объявляют. Они работают с клиентами напрямую, а информация о скидках является полностью закрытой. И на этом играют клиенты, которые говорят: прибалты нам пообещали такую-то ставку, если вы нам дадите ниже, тогда повезем через вас. В "Укрзализныце" существует специальное управление договоров и логистики, которое перепроверяет и анализирует эту информацию", — рассказал В.Красножон.

Подвижной состав

До кризиса обеспечение подвижным составом было одной из главных проблем при транспортировке угольной продукции. Теперь же резкое падение объемов перевозок в металлургической отрасли позволило "Укрзализныце" решить эту проблему. В.Красножон отметил, что сейчас имеется достаточно большое количество невостребованного подвижного состава как "Укрзализныци", так и частного.

Кроме того, железнодорожники активно приступили к обновлению парка подвижного состава — полувагонов и локомотивов. В 2009 г. запланировано списать 2 тыс полувагонов и закупить столько же новых. Вопрос в том, что "Укрзализныця" пока не может договориться о ценах с отечественными производителями. По его словам, российские вагоностроители предлагают полувагоны по $30 тыс, китайские — по $17 тыс, а украинские — по $65 тыс.

"Мы все же хотим поддержать отечественных производителей. Если они снизят цену до $30 тыс, мы сразу же закупим две тысячи полувагонов. Но остро сейчас эта проблема не стоит", — сказал В.Красножон.

Он также отметил, что требования угольщиков к подвижному составу всегда были довольно жесткими. Кроме того, достаточно проблематична технология транспортировки. После выгрузки угля из полувагонов приходится, как правило, делать их доочистку в ручном режиме от 10-12 т угля. И это, разумеется, повышает себестоимость перевозок.

Комментарии 0

Написать комментарий