18.05.2009

Без паузы

uaEnergy

5

0

Без паузы

18.05.2009, Юлия Слинько, Севгиль Мусаева

Ахметов увлекся шопингом, Коломойский "пристреливается" к ИСД.

Высшая лига

Период майских праздников оказался довольно насыщенным для участников чемпионата олигархов. Никто и не думал отдыхать: бизнесмены приценивались к новым активам, а некоторые делали выгодные покупки. Например, Ринат Ахметов и его партнер по “Метинвест Холдингу” Вадим Новинский, купившие американскую компанию по добыче коксующегося угля United Coal. По мнению аналитиков, момент для покупки был выбран как нельзя кстати — вскоре подобные активы могут подорожать. Благодаря сделке, которую оценивают в $0,9-1,1 млрд, “Метинвест Холдинг” станет первой и единственной украинской металлургической компанией, полностью обеспечивающей себя собственным сырьем (учитывая добычу угля в Украине). Прогноз добычи американской компании на ближайшие годы — 3,5 млн т коксующегося угля в год. Ахметов и Новинский получают по +1 баллу за успешность.

Вадим Новинский демонстрирует умение успешно решать насущные проблемы и без помощи Рината Ахметова. Бизнесмен отбился от претензий конкурентов на Черноморский судостроительный завод, контроль над которым он оформил в августе 2007 г. По данным еженедельника “Деловая столица”, хозсуд Херсонской области признал недействительным договор залога 90,25% акций ЧСЗ, заключенный бывшими владельцами — братьями Чуркиными — при предоставлении кредита Брокбизнесбанка Сергея Буряка (Новинскому +1 балл за успешность). Банк оспаривал в указанном суде передачу акций завода новому собственнику без согласования с финучреждением, у которого эти акции находились в залоге. Однако суд удовлетворил встречный иск, поданный ЧСЗ к Брокбизнесбанку. Суд пришел к выводу, что сама передача этих акций в залог была незаконной.

Дабы еще больше соответствовать духу названия компании — “Смарт-холдинг”, Новинскому, а также еще одному крупному судостроителю Константину Жеваго, предстоит пролоббировать принятие правительством Концепции развития судостроения в Украине до 2020 года. Главные бонусы бизнесменов-судостроителей, предусмотренные проектом документа, — выделение кредитов под льготные проценты (сейчас судостроители получают займы у коммерческих банков под 20-25% годовых, предполагается обеспечить их кредитами под 10-15%). Кроме того, Минпромполитики, ответственное за разработку концепции, лоббирует снижение ввозных пошлин на импортное оборудование, вплоть до их полной отмены. Если такое решение будет принято, украинские строители могут перейти на строительство полнокомплектных судов. Но Новинскому и Жеваго еще предстоит преодолеть мощное сопротивление: по словам источника “ВД” в правительственном комитете по вопросам экономической политики, против полной отмены пошлин для корабелов выступает Министерство финансов.

Игорь Коломойский на пути к желаемым активам выбирает многоходовые варианты. Структуры группы “Приват” собираются скупать долги ОАО “Днепровский металлургический комбинат имени Дзержинского”, подконтрольного ИСД. Такое намерение высказало днепропетровское ООО “Литис”, возглавляемое Сергеем Леоновым.

Он представлял в наблюдательных советах Орджоникидзевского и Марганецкого ГОКов акционеров кипрской компании Fortress Ltd, которая аффилирована с группой “Приват”. Концентрация долгов — излюбленный способ получения контроля над проблемными активами украинских олигархов. Самая высокая из украинских ФПГ долговая нагрузка делает сейчас ИСД хорошей мишенью для поглощения. “ВД” будет следить, насколько серьезно “приватовцы” занялись поглощением активов Таруты и Гайдука.

У ИСД сегодня мало возможностей противостоять агрессивным поглощениям. Компания один за другим приостанавливает инвестиционные проекты. К примеру, недавно было заморожено строительство металлопрокатного завода в Армавире (Россия). По информации администрации города, проект остановлен на стадии земельных работ. Работа над ним была начата в середине 2007 г.

Свой интерес к усилению в некоторых облэнерго, по поводу которых продолжается многолетний конфликт группы “Приват” (в партнерстве с Григорием Суркисом) с Константином Григоришиным, Коломойский предпочитает не афишировать. На биржевых торгах в конце апреля почти 27% акций “Львовоблэнерго” приобрела компания “ТЕКТ-Трейд” Вадима Гриба. Напомним, в данном ОАО Коломойский и Суркис владеют 31,8% акций, “Энергетический стандарт” Григоришина — 20%. По информации “Экономической правды”, инвесткомпания сделала эту покупку в интересах “Укрэнергоконсалтинга” Суркиса. В таком случае “Приват” получает контроль более чем над 50% акций энерготрейдера. Впрочем, до подтверждения данной информации “ВД” с выставлением баллов Коломойскому повременит.

Первая лига

Андрею и Сергею Клюевым стоило бы последовать примеру Игоря Коломойского и проявить расторопность в приобщении к желаемым активам. В ближайшее время начнется формирование комитета кредиторов запорожского предприятия “Кремнийполимер”, об интересе Клюева к которому писала “ВД” (“В поисках спасителей”, №16, 2008 г., стр. 22). Срок, в который кредиторы завода должны заявить о своих претензиях (после чего контроль над предприятием перейдет к комитету кредиторов), истекает 17 мая. На предприятии не скрывают, что ищут инвестора санации. Претендовать на эту роль, кроме Клюева, могут Андрей Демидов и Карен Григорян. Структура последнего — “Корона-2000” — с марта 2008 г. уже выступает инвестором “Кремнийполимера”. Компания первого бизнесмена — ЗАО “Ферротрейдинг” — работает на территории “Кремнийполимера”, и наблюдатели допускают, что именно она является инициатором банкротства предприятия.

Василий Хмельницкий ищет окольные пути решения проблем на подконтрольных активах. Структуры бизнесмена создали ОАО “Биофарма”, на которое заводятся подконтрольные активы в фармакологии, а также Белоцерковский автобусный парк. Таким образом Хмельницкий решает проблему, возникшую у него с одним из мощнейших участников фармрынка — Константином Жеваго, контролирующим фармкомпанию “Артериум”. Напомним, близкая к Жеваго фирма с конца 2008 года оспаривает законность аренды компанией Хмельницкого, ЗАО “Биофарма”, расположенного в Киеве целостного имущественного комплекса по производству специфических препаратов. Перевод активов на новое предприятие делает данный судебный спор бесперспективным (Хмельницкому +1 балл за успешность, Жеваго -1 балл за успешность).

Александр Ярославский настроен оптимистично. В интервью газете “Коммерсантъ-Украина” бизнесмен, контролирующий одного из крупнейших производителей удобрений — черкасский “Азот”, заявил о заинтересованности в приобретении Одесского припортового завода. Он уверен, что производство удобрений прибыльно даже в нынешние, сложные из-за сильного подорожания газа времена. “Слухи о том, что при нынешних ценах химия неконкурентоспособна, несколько преувеличены. Меня, например, все устраивает”, — сказал он. “ВД” проследит, разойдутся ли слова Ярославского с делом.

Фирташ теряет

Д митрий Фирташ теряет венгерскую компанию Emfesz Kft. Как заявил Дэвид Браун, директор Mabofi Holdings (входящей в Group DF), 100% акционерного капитала газового трейдера Emfesz Kft были незаконно переданы от кипрской Mabofi Holdings Limited компании RosGas AG (Швейцария). Топ-менеджер утверждает, что акции были переданы мошенническим путем, и эта передача была зарегистрирована властями Венгрии, где компания занимает 25% рынка газа.

В компании предполагают, что эту сделку провел Иштван Гоцци (которого в данный момент исключают из Совета директоров Group DF). За махинации у себя под носом Фирташ получает -1 балл за успешность.

Тарута меняет

К азначейство республики Польша 8 мая отправило Европейской комиссии скорректированный план реструктуризации Гданьской судоверфи, принадлежащей ИСД. В конце прошлого года польские власти и инвестор договорились о выделении публичной помощи в размере 150 миллионов злотых на погашение долгов Гданьской судоверфи. В новом плане реструктуризации инвестор согласился на заниженную сумму помощи, однако о ее размере пока ничего не известно.

Е врокомиссия выразила готовность рассмотреть план реструктуризации Гданьской судоверфи. По словам инвестиционных аналитиков, если план реструктуризации не примут, судоверфь в итоге будет признана банкротом.

Жеваго продвигается

Автомобильный холдинг Константина Жеваго “АвтоКрАЗ” активизирует экспансию на Восток. Долю поставок в страны Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки планируется увеличить с 10 до 30-40%. В 2009 году холдинг намерен создать собственную дилерскую сеть в Казахстане, Азербайджане и Узбекистане. В конце апреля компания договорилась о поставке в Узбекистан 150 автомобилей до конца 2009 года. Первая партия в 20 автомобилей, в основном самосвалов, будет отправлена уже в марте.

Жеваго получает +1 балл за успешность в завоевании новых рынков. 2008 год “АвтоКрАЗ” закончил c прибылью в 66,1 млн грн., хотя сократил выпуск автомобилей на 13% по сравнению с 2007 годом — до 3634 ед.

Комментарии 0

Написать комментарий