28.03.2009

Переломный момент

uaEnergy

4

0

Переломный момент

На минувшей неделе ценовые тенденции на внешних биржах нашли отражение и на отечественном рынке. Продолжавшееся общее снижение цен достигло своего "дна" в середине недели. Трейдеры выжидали этого момента, чтобы начать массовые закупки нефтепродуктов, особенно дизельного топлива. К концу недели наступил перелом, и цены начали неуклонно двигаться вверх. Как прогнозируется, такая тенденция сохранится и в ближайшей перспективе.

Борис ЯКУБЕНКО

16-20 марта

Понедельник

На европейских товарных биржах средняя цена российского ДТ составила $376/т, Евро-4 — $413/т, "пятого" бензина (premium) — $422/т, "второго" (regular) — $410/т.

На отечественном рынке, как и предполагали трейдеры, началось существенное снижение цен, причем даже в больших размерах, чем прогнозировалось.

Стало известно, что переработка нефти на Лисичанском НПЗ остановлена, причем на довольно длительный срок — не менее 30 суток. Это известие весьма насторожило трейдеров. При этом недостатка сырья завод не испытывал: остатки нефти составляли свыше 66 тыс т — больше, чем на остальных НПЗ. На Кременчугском НПЗ было 43 тыс т нефти, Одесском — 27 тыс т, Надвирнянском — 44 тыс т, Дрогобычском — 14 тыс т, на Шебелинском ГПЗ — 9 тыс т (конденсата). Помимо этого, на Лисичанский НПЗ продолжала поступать нефть (на утро понедельника — 14 тыс т).

Дизтопливо. Первыми снизили цены импортеры. На Новоград-Волынском терминале ДТ упало на 50 грн и торговалось по 4200-4230 грн/т (максимальная цена — 4250 грн/т). Беларусское оставалось на прежнем уровне — 4350 грн/т. Но тенденция к снижению ощущалась, и трейдеры ожидали реакции отечественных производителей.

Тем не менее, у Кременчугского НПЗ дизтопливо оставалось на прежних позициях: летнее — 4500 грн/т, зимнее — 4550 грн/т. Учитывая погодные условия, зимняя "дизелька" никого не интересовала. Летнее ДТ трейдеры выставили вначале по 4300 грн/т, но вскоре снизили до 4250 грн/т. К полудню стало ясно, что по такой цене кременчугское ДТ может быть доступно всем желающим, поэтому на официальный прайс никто не обращал внимания. "Двойные стандарты" работы укреплялись.

Оператор Лисичанского НПЗ, как и ранее, официальные цены не выставлял. Трейдеры торговали по-прежнему на уровне 4150-4200 грн/т. Оператор Одесского НПЗ выставил ДТ по 4600 грн/т. Для украинского рынка эта цена была неподходящей, но проблем с реализацией оператор не испытывал, поскольку отгружал топливо на экспорт.

Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ, хоть и не работали, на рынке предлагали свою продукцию со склада. Но с реализацией в крупном опте у них было довольно туго: цена 4550 грн/т никого не привлекала. Торговля шла в мелком опте ("на самовывоз") — по 4580 грн/т.

Шебелинское ДТ оставалось на прежнем уровне — 4350 грн/т, но оператор не торговал, обеспечивая топливом аграриев. Впрочем, во второй половине дня стало известно, что в ближайшие дни начнутся отгрузки из Шебелинки на свободный рынок.

Бензины. В низкооктановом сегменте ситуация оставалась без изменений. Бензин А-76 Кременчугского НПЗ по 5200 грн/т никого не интересовал, предложения отсутствовали (за предыдущую неделю трейдеры запаслись мозырским низкооктаном). "Шестой" из Шебелинки торговался по 4500 грн/т, приобрести его можно было без особых проблем. И Шебелинский ГПЗ мог обеспечить все потребности рынка. Присутствовал в продаже беларусский "восьмидесятый" со ст. Коростень по 5150 грн/т.

В высокооктановом сегменте происходило прогнозируемое снижение цен. Кременчугский НПЗ держал официальную цену А-92 на уровне 5850 грн/т, но трейдеры торговали по 5680-5700 грн/т. Допродавались также некоторые объемы шебелинского "второго" по 5400-5450 грн/т (при цене оператора 5220 грн/т).

Трейдеры, торгующие лисичанским топливом, предлагали А-92 уже по 5500-5550 грн/т (максимум — 5600 грн/т) — на 100 грн ниже завода. Такие цены были вполне конкурентными.

Из импорта в продаже был румынский "второй" производства НПЗ Rompetrol (RON-92), который с утра "упал" на 150 грн, до 5700 грн/т, а также беларусский по 5550-5580 грн/т. Стоит отметить, что мозырский "второй" пользовался большим спросом благодаря не только своему высокому качеству, но и отсутствию недоливов. Цистерны с импортным топливом всегда залиты "по планку".

Бензин А-95 у Кременчугского НПЗ официально оставался на прежнем уровне — 5950 грн/т, трейдеры торговали по 5750 грн/т. Крупные лисичанские трейдеры с утра предложили "пятый" по 5600-5650 грн/т. На этом фоне кременчугский ресурс "отошел в тень". Оператор Одесского НПЗ выставил А-95 по 6100 грн/т. Учитывая высокое качество этого бензина, его покупали, но в основном в южных регионах. Впереди всех был шебелинский А-95, который торговался по 5450-5500 грн/т (при цене оператора 5301 грн/т).

Импортный "пятый" предлагался в широком ассортименте. "Ромпетроловский" был по 6000 грн/т, румынский смешанного происхождения ("компот") — 5850-5880 грн/т, беларусский — 5750-5800 грн/т.

Вторник

На европейских товарных биржах продолжалось снижение. Средняя цена российского ДТ снизилась до $366/т, Евро-4 — до $402/т. Бензины несколько подорожали: "пятый" (premium) — до $423/т, "второй" (regular) — до $411/т.

Как и прогнозировалось, снижение цен продолжалось. В ожидании "дна", трейдеры не спешили закупать топливо.

Дизтопливо. У Кременчугского НПЗ ДТ оставалось на прежнем уровне, но трейдеры торговали уже по 4230-4250 грн/т (а это означало, что "приближенным" завод отпускал по 4200 грн/т). Лисичанское ДТ подешевело на 50 грн, появились цены на уровне 4100 грн/т.

Вопреки ожиданиям, у Одесского НПЗ цена не изменилась. Дрогобычский и Надвирнянский также оставались на прежних позициях.

Дизтопливо Шебелинского ГПЗ могли приобрести уже все желающие. Заявки оформлялись, но отгрузок еще не было. Причем при официальной цене оператора 4350 грн/т, предложения трейдеров были на уровне 4320-4350 грн/т. Это говорило о том, что у оператора цена вскоре изменится.

Импортное ДТ предлагалось в изобилии. На Новоград-Волынском терминале оно подешевело на 20-30 грн и торговалось в среднем по 4200-4230 грн/т. Беларусское было по 4290-4300 грн/т, и это всех устраивало.

Бензины. На Кременчугском НПЗ цена низкооктана изменилась только в мелком опте (-100 грн). Оператор Шебелинского ГПЗ снизил "шестой" на 90 грн, до 4260 грн/т, трейдеры торговали по 4350-4380 грн/т. Таким образом, шебелинский низкооктан был почти на 100 грн дешевле кременчугского.

Реализация импортного "восьмидесятого" по 5150 грн/т застопорилась, а снизить цену импортеры не могли, поскольку входная цена была достаточно высокой. Затем импортеры вообще сняли его с продажи и отправили на собственные нужды.

По бензину А-92 Кременчугский НПЗ наконец-то "дрогнул" и снизил цену на 100 грн, до 5750 грн/т, трейдеры торговали по 5650-5680 грн/т. Отреагировал на это Лисичанский НПЗ: на рынке появился "второй" по 5320-5350 грн/т (максимум 5400 грн/т). Это перекрывало кременчугскому топливу дорогу во все регионы.

Оператор Шебелинского ГПЗ снизил официальную цену А-92 на 90 грн, до 5130 грн/т. Но поскольку производство должно было запуститься в среду, на рынке этим топливом еще не торговали.

Импортный "второй" предлагался в достаточных количествах (со ст. Запорожье, Коростень), поступали новые объемы в центральные регионы.

Бензин А-95 у Кременчугского НПЗ остался на прежнем уровне — 5950 грн/т. Некоторые трейдеры торговали по 5750 грн/т, но без особого успеха. Лисичанский "пятый" можно было приобрести уже по 5520-5550 грн/т. Отрыв от Кременчуга был достаточно убедительным. Оператор Шебелинского ГПЗ снизил цену А-95 также на 90 грн, до 5211 грн/т, трейдеры торговали по 5300-5330 грн/т. Одесский А-95 по 6100 грн/т не привлекал покупателей. Большинство трейдеров предпочитали мозырский "пятый", который продавался по 5750-5800 грн/т.

Среда

На европейских товарных биржах началось существенное повышение. Средняя цена российского ДТ выросла до $388/т, Евро-4 — до $424/т, "пятого" бензина (premium) — до $435/т, "второго" (regular) — до $423/т.

На украинском рынке трейдеры готовились к массовым закупкам. Со дня на день должен был начаться существенный рост цен, поэтому нужно было уловить момент "дна" и сделать максимально возможные закупки.

Дизтопливо. Официальные цены Кременчугского НПЗ не изменились. На рынке минимальные цены упали на 10-20 грн, летнее ДТ торговалось по 4220-4230 грн/т (минимум 4200 грн/т). Лисичанский "евродизель" предлагался по 4050-4100 грн/т. Оператор Шебелинского ГПЗ вовсю торговал дизтопливом, выставив его по 4200 грн/т (-150 грн). На рынке "засветились" цены около 4300 грн/т. Но на фоне лисичанского ДТ шебелинское не могло конкурировать даже в Харьковской области. Одесский, Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ держались на прежних позициях.

Импортное дизтопливо с утра оставалось без изменений. Но вскоре трейдеры поняли, что наступил решающий час. Во второй половине дня начались массовые закупки ДТ на Новоград-Волынском терминале по 4200-4230 грн/т. Реакция импортеров не заставила себя ждать, и они стали прибавлять к цене 20-50 грн.

В этот день трейдеры бросили все свободные денежные средства в дизельный сегмент. Соответственно, в бензиновом сегменте покупательская активность снизилась.

Бензины. В низкооктановом сегменте с опозданием началось падение цен. Кременчугский НПЗ, наконец, выставил новую цену на А-76 — 5000 грн/т (-200 грн). На рынке появились "первые ласточки" — предложения кременчугского низкооктана по 5050-5080 грн/т. Но они все же не могли конкурировать с шебелинским "шестым" по 4320-4350 грн/т, который подешевел на 20-30 грн. Дорогой импортный низкооктан (по 5150 грн/т) с утра еще предлагался, но после обеда был снят с продажи.

На бензин А-92 Кременчугский НПЗ снизил цену на 250 грн. На рынке появились предложения по 5550-5580 грн/т, но особого интереса они не вызвали. Ведь лисичанский "второй" тоже подешевел — до 5300-5330 грн/т (максимум 5350 грн/т). Оператор Шебелинского ГПЗ стал активно принимать заявки на А-92, предложения трейдеров были на достаточно конкурентном уровне — 5150-5180 грн/т. Импортный "второй" торговался по 5550-5580 грн/т (максимум — 5600 грн/т).

Бензин А-95 у Кременчугского НПЗ также был выставлен на 250 грн ниже прежней цены. Трейдеры начали предлагать его по 5730-5750 грн/т. Лисичанский "пятый" подешевел до 5500 грн/т. Незначительное снижение также отмечалось по шебелинскому А-95 — до 5280-5320 грн/т (-20-30 грн). Вопреки ожиданиям, не изменил цену оператор Одесского НПЗ, оставив ее на отметке 6100 грн/т. Импортный "пятый" оставался на прежнем уровне.

Четверг

На европейских товарных биржах продолжался рост. Средняя цена российского ДТ составила $389/т, Евро-4 — $426/т, "пятого" бензина (premium) — $442/т, "второго" (regular) — $429/т.

Дизтопливо. Кременчугское и лисичанское оставалось на прежнем уровне — соответственно 4220-4230 грн/т и 4050-4080 грн/т. Оператор Шебелинского ГПЗ снизил цену ДТ на 150 грн, до 4050 грн/т, трейдеры торговали по 4130-4150 грн/т. Однако импортное дизтопливо подорожало на 50 грн. Но поскольку отечественные производители еще по инерции снижали цены, все трейдеры спешили закупать товар.

Бензины. Низкооктан у Кременчугского НПЗ остался на прежнем уровне. Оператор Шебелинского ГПЗ снизил А-76 на 60 грн, до 4200 грн/т, трейдеры торговали по 4270-4300 грн/т. "Шестой" из Шебелинки уходил нарасхват.

Официальная цена А-92 у Кременчугского НПЗ не изменилась, но трейдеры предлагали его уже на 50 грн дешевле — 5530-5550 грн/т. При этом лисичанский "второй" торговался по 5250-5300 грн/т. На Шебелинском ГПЗ началось производство А-92. Оператор завода начал демпинговать, выставив цену 4980 грн/т (-150 грн). Трейдеры предлагали шебелинский "второй" по 5050-5080 грн/т (максимум 5100 грн/т). Таким образом, Шебелинка завоевала "пальму первенства" и привлекла к себе большинство торговцев.

Импортный "второй" практически исчез из продажи, поскольку основные объемы выкупили розничники, а оставшиеся объемы импортеры направили в свои "закрома".

По бензину А-95 ситуация была аналогичной. Кременчугский "пятый" торговался на прежнем уровне — 5700-5730 грн/т, лисичанский подешевел до 5450-5550 грн/т. У оператора Одесского НПЗ цена бензина А-95 не изменилась (6100 грн/т), что вызывало на рынке недоумение. Оператор Шебелинского ГПЗ выставил новую цену — 5061 грн (-150 грн), трейдеры торговали по 5130-5150 грн/т, реализация шла достаточно хорошо.

Импортеры с утра выставили "пятый" по 5900 грн/т (+50 грн). Но вскоре они сняли цены, и трейдеры торговали только высокооктаном отечественного производства.

Таким образом, во второй половине дня в четверг наступил переломный момент, и на рынке началось движение цен вверх.

Пятница

На европейских товарных биржах средняя цена российского ДТ подскочила до $416/т, Евро-4 — до $454/т, "пятого" бензина (premium) — до $464/т, "второго" (regular) — до $450/т. Стало очевидно, что импортное топливо, которое будет отгружено на украинский рынок за выходные дни, придет уже по более высокой цене. Трейдеры понимали, что нужно активно действовать: либо поднимать свои цены, либо вкладывать максимум денег в еще остававшийся дешевый товар.

Дизтопливо. Ситуация по кременчугскому ДТ с утра не менялась: при официальном прайсе 4500 грн/т трейдеры торговали по 4220 грн/т. Но во второй половине дня они уже начали поднимать цены на 50-100 грн и вышли на уровень 4250-4300 грн/т.

Лисичанское ДТ в начале дня еще можно было приобрести по 4050 грн/т, к полудню оно подорожало до 4100 грн/т, после обеда — до 4150 грн/т. Шебелинское ДТ поднялось на 50 грн, трейдеры торговали на уровне 4180-4230 грн/т.

Единственным, кто снизил цену, причем как-то невпопад, стал оператор Одесского НПЗ, вдруг выставивший ДТ по 4100 грн (-500 грн). Трейдеры бросились закупать топливо европейского качества, однако буквально через час оператор снял его с продажи, взяв ориентир на экспорт.

Импортное дизтопливо с утра еще можно было приобрести по 4350 грн/т, потом оно продавалось по средней цене 4400 грн/т. Но большинство импортеров вообще сняли ДТ с продажи.

Бензины. Кременчугский низкооктан оставался на прежнем уровне, на шебелинский ресурс отмечался незначительный рост цен (+10 грн).

Поднимались цены на "второй": кременчугский подорожал на 20-30 грн, лисичанский — на 30-50 грн. Оператор Одесского НПЗ вдруг выставил А-92 по 5850 грн/т. Несмотря на то, что такая цена на тот момент была достаточно высокой, к началу следующей недели она могла стать вполне актуальной. Шебелинский "второй" по 5050-5100 грн/т был полностью раскуплен.

"Пятый" из Шебелинки по 5150-5180 грн/т, несмотря на небольшое подорожание (+20-30 грн), тоже разошелся "на ура". Хорошо продавался и лисичанский А-95 по 5500-5550 грн/т (+50 грн). Оператор Одесского НПЗ выставил новую цену и на бензин А-95 — 5950 грн/т (-150 грн). Трейдеры предполагали, что это будет приемлемая цена понедельника. А пока стремились "выхватить" лисичанский бензин и то, что еще оставалось из импорта.

Среди импортного "пятого" оставался в продаже румынский со ст. Айвазовская (5950 грн/т), ст. Ильичевск (5940 грн/т), а также литовский (6050-6100 грн/т). Все эти объемы были успешно раскуплены.

Рабочие цены на рынке нефтепродуктов в конце рабочей недели

Нефтепродукты

Заводы

Цена, грн/т

Л-0.2-62

Кременчугский НПЗ

4220-4500

З-0.2 (-25)

Кременчугский НПЗ

4550-4580

Аналог EN 590 (С) EURO-4

Лисичанский НПЗ

4100-4150

EN 50 ppm (С 590)

Одесский НПЗ

4100-4150

З-0.2 (-25)

Дрогобычский НПЗ

4550-4570

З-0.5-40

Надвирнянский НПЗ

4550-4570

З-0.2 (-25)

Шебелинский ГПЗ

4180-4230

А-76

Кременчугский НПЗ

5000-5030

А-76

Шебелинский ГПЗ

4280-4330

А-92

Кременчугский НПЗ

5500-5550

А-92

Лисичанский НПЗ

5330-5380

А-92

Одесский НПЗ

5850-5900

А-92

Шебелинский ГПЗ

5050-5100

А-95

Кременчугский НПЗ

5700-5750

А-95

Лисичанский НПЗ

5500-5580

А-95

Одесский НПЗ

5950-6000

А-95

Шебелинский ГПЗ

5150-5220

ИМПОРТ

Л-0.2-62

Россия, ст. Новоград-Волынский

4380-4430

Л-0.2-62

Россия, ст. Айвазовская

4400-4430

RON 92 Unleaded Gasoline

Румыния, ст. Запорожье

5700-5750

А-92

Беларусь, ст. Коростень

5650-5750

Euro Plus 95

Румыния, ст. Ильичевск

5940-5990

А-95 50 ppm

Румыния, ст. Айвазовская

5950-6000

А-95 50 ppm

Литва, ст. Киев-Петровка

6100-6130

Прогноз

По прогнозам трейдеров, на протяжении всей текущей недели будет происходить заметное повышение цен. В начале недели оно может составить 50-100 грн, затем возможен еще такой же рост в несколько этапов. Повышение будет касаться как импортного, так и отечественного топлива, и всего ассортимента светлых нефтепродуктов.

Комментарии 0

Написать комментарий