18.08.2009

Испытание на изгиб

uaEnergy

2

0

Испытание на изгиб

Несмотря на мировые тенденции снижения котировок нефти и нефтепродуктов, на минувшей неделе украинские цены устанавливали новые рекорды. Причем без всяких объективных экономических причин. Трейдеры заподозрили, что кто-то из хозяев украинских "флагманов" нефтепереработки целенаправленно испытывает рынок "на изгиб".

Борис ЯКУБЕНКО

Понедельник

На европейских товарных биржах средняя цена российского ДТ составила $607/т, Евро-4 — $627/т, "пятого" бензина (premium) — $721/т, "второго" (regular) — $707/т.

Лисичанский НПЗ запустил производство в выходные дни, и уже в понедельник на заводе перерабатывалось более 16 тыс т нефтяного сырья. Таким образом, общая переработка украинских НПЗ достигла 36 тыс т/сутки и, как ожидалось, это должно было послужить стабилизирующим фактором для рынка. Трейдеры прогнозировали, что цены на нефтепродукты будут стабильными в течение всей недели. Однако их ожиданиям не суждено было сбыться.

Дизтопливо. Кременчугский НПЗ торговал ДТ Л-0.05-62 по 6500 грн/т (Л-0.2-62 на продажу не предлагалось). С утра некоторые трейдеры рискнули предложить некоторые объемы кременчугского топлива по 6540-6550 грн/т, но уже через час-другой всем стало ясно, что отгрузок на рынок с завода нет, и трейдеры перестали надеяться на кременчугский ресурс. Лисичанский НПЗ никому ничего не обещал и держал такую же цену, как и Кременчугский — 6500 грн/т. Одесский НПЗ, запустив оборудование на предыдущей неделе, в понедельник еще не торговал, но обещал в ближайшие дни наполнить рынок своей продукцией. Дрогобычский НПЗ свернул торговлю (индикативная цена — 5650 грн/т). Молчал Шебелинский ГПЗ, поставляя дизтопливо аграриям (давальцы отгружали все объемы топлива на собственные нужды).

Импортный ресурс подорожал. Если казахская "дизелька" осталась на прежнем уровне — 6150 - 6180 грн/т, то туркменская выросла более чем на 200 грн и предлагалась на рынке по 6400 - 6450 грн/т. Беларусский ресурс подорожал в среднем на 150 грн и предлагался по 6350 - 6380 грн/т. На Новоград-Волынском терминале импортеры подняли цену российского дизтоплива на 100 грн (минимальная цена — 6300 - 6320 грн/т).

Таким образом, сложилась ситуация, когда импортный ресурс дорожал, а украинский нельзя было приобрести. Трейдеры не могли понять причин происходящего, однако было ясно, что ничего хорошего это рынку не сулит.

Бензины. Низкооктановый бензин на Кременчугском НПЗ держался на прежнем уровне — 8450 грн/т. Трейдеры предлагали ресурс по 8500 грн/т, и рынок ориентировался на эту цену. Оператор Шебелинского ГПЗ также оставил без изменений цену на А-76 — 7560 грн/т (у давальцев — 8100 грн/т). В то же время трейдеры на рынке снизили шебелинский ресурс в среднем на 50 грн, до 8150 грн/т.

Беларусский А-80 торговался по 8350 грн/т, но спрос на него практически отсутствовал. На ст. Кальмиус растаможивался казахский ресурс. Ожидалось, что импортер начнет торговать им во вторник.

В высокооктановом сегменте ситуация была стабильной. Кременчугский НПЗ предлагал А-92 по 8500 грн/т, Лисичанский НПЗ — 8600 грн/т. На рынке были предложения кременчугского ресурса по 8540 - 8580 грн/т, лисичанского — 8200 грн/т. Допродавались также незначительные объемы шебелинского "второго" по 8200-8250 грн/т.

Импортный А-92 предлагался по 8450 грн/т, но особым спросом не пользовался.

На бензин А-95 Кременчугский НПЗ держал цену на уровне ...

...

Прогноз

Если учитывать мировую и европейскую тенденцию снижения котировок нефти и нефтепродуктов, то и на украинском рынке следовало бы ожидать нисходящего движения цен.

Но трейдеры, принимая во внимание события предыдущей недели, а также подозрения, что рынок управляется "кем-то очень заинтересованным", не рискуют делать никаких конкретных прогнозов, ожидая лишь дальнейшего взвинчивания цен на неопределенную величину, и дружно передают привет Антимонопольному комитету.

Полный текст материала доступен только

Комментарии 0

Написать комментарий