18.08.2009

СБУ займется нефтью

uaEnergy

2

0

СБУ займется нефтью

То что нефтяными аукционами заинтересовалась СБУ, неудивительно, ведь о непрозрачной схеме распределения украинской нефти в последние месяцы писалось много. Несколько источников подтвердили "ЭнергоБизнесу", что СБУ собрала необходимые материалы для премьер-министра Юлии Тимошенко. Якобы потери ОАО "Укрнафта", в котором государству принадлежит контрольный пакет акций, от продажи нефти по заниженным ценам оцениваются в 2 млрд грн.

Зато хорошо заработали коммерческие структуры, перепродающие стратегическое сырье украинским НПЗ по рыночным ценам. По неофициальной информации, сотрудники СБУ даже побывали на торгах и сами убедились, как работает механизм продажи нефти "своим" компаниям. Показателен случай, когда сырье купила не та фирма. Тогда аукцион просто объявили несостоявшимся по техническим причинам.

Виталий МАТАРЫКИН

Совершенно несекретно

Вряд ли информация СБУ станет откровением для правительства, где наверняка хорошо осведомлены о происходящем. Первый заместитель министра топлива и энергетики Олег Бугаев сообщил "ЭнергоБизнесу", что менять правила торгов следовало уже давно. Сегодняшние аукционы он назвал "игрой в одни ворота", не уточнив, правда, в чьи.

По косвенным признакам можно предположить, что процедуру торгов использует в своих целях днепропетровская группа "Приват". Во-первых, фактически контролируемая ею "Укрнафта" не возмущается по поводу продажи своего сырья "по дешевке", как это было, например, в 2002 г., когда компания боролась за повышение цен на нефтяных аукционах. А во-вторых, вся нефть попадает на Кременчугский, Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ, менеджмент которых также близок "Привату".

В то же время для первого заместителя главы Секретариата Президента Александра Шлапака эта тема почему-то не знакома. Уважаемый экономист, похоже, даже не интересуется ею, а если и знает суть дела, то не видит там проблемы. Хотя у Президента Украины не упустят возможности покритиковать правительство за разного рода инициативы кризисного периода экономики, будь то распределение квартир бюджетникам или увеличение уставного фонда государственных банков.

Деньги на выборы или ВИНК в действии

Похоже, нынешнее положение дел устраивает всех, кроме конкурентов "Привата" в нефтяной сфере, прежде всего, "ТНК-ВР", "ЛУКОЙЛ", ряд крупных сетей АЗС.

Они жалуются, что днепропетровцы из-за доступа к дешевой украинской нефти сохраняют низкие цены на нефтепродукты.

Таким образом "Приват", которому приписывают контроль примерно над 1.5 тыс украинских АЗС из 6 тыс существующих, переманивает клиентов. Их в период кризиса значительно поубавилось. Да и в ценах они стали разборчивее. А тут еще падающая гривня. В итоге риски импортеров растут. Они снижают закупки, что может привести к дефициту моторного топлива. Тогда не удастся сдержать стремительный рост цен на украинском рынке.

Но не все так однозначно. В Минтопэнерго подтверждают, что запасы топлива ниже, чем обычно, однако не на столько, чтобы говорить о дефиците. А импорт снижается из-за падения спроса. НПЗ сократили производство бензина не так значительно, в пределах 8%.

В демпинге "Приват" также не стоит обвинять. Никто продавать бензин ниже себестоимости не будет. А то что на "приватовских" заправках цены ниже, чем у других, поясняют совсем не доступом к льготному сырью. Ведь лояльные группе НПЗ покупают нефть по рыночным ценам. Высокая маржа остается не у них, а у трейдеров, участвующих в аукционах.

Эксперты напоминают, что на заправках "Сентозы", "Авиаса" или "Укрнафты" редко можно встретить сопутствующий бизнес в виде магазинов или кафе. В результате, им не надо окупать дополнительные инвестиции, поэтому можно сэкономить минимум 10-20 копеек на литре топлива.

Да, теряет доход из-за низких цен нефти "Укрнафта". Но эта же компания недополучает значительные средства из-за совсем нерыночной стоимости своего газа. А тут уже аукционы не причем.

Как бы там ни было, но факт остается фактом: "Приват" сумел на практике реализовать идею вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК), которую пытались строить не при одном правительстве. Т.е. в рамках одной группы налажена полная эффективная производственная цепочка от добычи нефти до ее переработки и реализации готовой продукции.

Другой вопрос, как распределяется полученная от такой работы дополнительная прибыль. Молчание правительства, Президента и даже оппозиции, а также близость выборов наводят на мысль о возможной спонсорской поддержке со стороны нефтяников основных кандидатов. Но почему бы не предположить и то, что таким образом "Приват" аккумулирует средства, чтобы в ближайшие годы вложить их в виде зарубежных или украинских инвестиций в модернизацию своих НПЗ и той же "Укрнафты"?

Нефти много не бывает

А подумать о таких вложениях пора. Техническое состояние НПЗ близко к упадку. Да и время накапливать начальный капитал за счет украинской нефти уже прошло. Ведь и нефтяные аукционы в 2000 г. ввела тогдашний вице-премьер-министр по ТЭК Юлия Тимошенко, чтобы прекратить практику зарабатывания на перепродаже сырья, когда маржа на тонне достигала $25-30, а доходы коммерческих структур от этих операций исчислялись в несколько миллионов долларов в год.

Часто можно услышать, что аукционы по продаже нефти в их нынешнем виде далеки от рыночных принципов. Формально все так. Но суть лежит глубже и заключается в справедливом распределении украинского сырья среди НПЗ, а точнее, между российскими и нероссийскими предприятиями. В разные годы этим занимались разные структуры: от фирмы "Лыбидь" Госкомрезерва до "пула" профильных министерств и самой "Укрнафты". Как показала практика, рыночный принцип в реализации украинской нефти не действует.

Во время первых аукционов в 2000 г. удалось значительно повысить стоимость сырья за счет серьезной конкуренции среди покупателей. Но в дальнейшем "Укрнафта" стремилась участвовать в схеме вертикальной интеграции, так как могла получить больше доходов от реализации готовых нефтепродуктов, чем от нефти.

Были времена, когда такую схему работы поддерживало и правительство. Например, в 2001 г., когда от аукционов отстранили российские компании, чтобы стимулировать к выполнению обязательств по поставкам российской нефти на свои НПЗ в Украине.

В 2004 г. в период роста цен на нефтепродукты Кабмин несколько раз приостанавливал аукционы для "ручного" перераспределения нефти по регулируемым ценам и выхода на рынок с бензином по нужным прайсам.

В 2005 г. Минтопэнерго также инициировало отмену обязательной продажи украинской нефти через аукционы, чтобы обеспечить сельхозпроизводителей нефтепродуктами по доступным для них ценам.

С осени 2007 г., когда из-за корпоративного конфликта без российского сырья остался Кременчугский НПЗ, нынешняя непрозрачная схема аукционов является единственной возможностью для этого предприятия сохранить переработку. И западноукраинские НПЗ функционируют только потому, что качество малосернистого сырья от "Укрнафты" позволяет им выпускать нефтепродукты по действующим в стране ужесточенным нормам по содержанию серы.

Поэтому вряд ли стоит в будущем надеятся на то, что украинская нефть будет честно продаваться на аукционах или на бирже. Не исключено, что в ближайшие год-два и группа "Приват", и правительство придут к пониманию необходимости создания единой государственно-частной компании на базе "Укрнафты", Кременчугского, Надвирнянского и Дрогобычского НПЗ. Тогда вообще необходимость в торгах нефтью отпадет.

По новым правилам

Пока же Министерство экономики вынуждено реагировать на ситуацию с аукционами под давлением критики экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго, участников рынка, СБУ и СМИ. Поэтому 7 августа ведомство обнародовало проект постановления КМ "О внесении изменений в Положение об организации и проведении аукционов по продаже нефти, газового конденсата, природного, сжиженного газа и угля".

Прежде всего, ставится задача обеспечить равенство всех участников аукциона. Пока купить нефть могла только фирма, имеющая договоры с "приватовскими" НПЗ, фигурирующими как базис поставки сырья. Теперь выписаны условия "гарантированной возможности транспортировки нефти ко всем существующим на момент подачи предложения отечественным НПЗ и обеспечения всем покупателям равных условий доступа к ресурсу нефти...".

Правда, есть оговорка, что продавец обеспечивает равные условия доступа к ресурсу сырья, кроме случаев, когда его транспортировка предусмотрена исключительно трубопроводами. Тогда надо будет договариваться с ОАО "Укртранснафта", нынешний менеджмент которого также связывают с группой "Приват".

Чтобы исключить проведение "торгов" между родственными структурами, решено ежеквартально проводить аккредитацию потенциальных участников аукциона. Во время этой процедуры будут выявлять компании, связанные отношениями контроля. Предлагается запретить регистрировать на один лот такие фирмы. Это условие усложнит, но не исключит ценовой сговор.

Четко выписано положение о дополнительных аукционах, которые должны проводиться в течение 10 дней, если основные торги не состоялись или на них не проданы все объемы сырья. Важным условием является привязка стартовой цены нефти к ценам на международных рынках за последние 10 дней, которые будет мониторить независимая организация — Госвнешинформ. Допускается отклонение в 5% от такой экспертной цены.

Минимальное количество участников торгов предлагается снизить до двух, чтобы уменьшить возможности для признания аукциона не состоявшимся. Такая норма уже действовала ранее. Однако в 2006 г. правительство повысило планку с двух то трех фирм, чтобы избежать ценового сговора.

Торги предлагают останавливать, если цена энергоресурсов изменяется более чем на 10% от стартовой. Таким образом пытаются избежать уже апробированной во время аукционов на недропользование схемы по срыву торгов путем завышения цены и реализации ресурса по заниженным ценам.

Когда веры нет

В Минтопэнерго считают, что нововведения, изложенные в проекте постановления КМ, решат существующие проблемы. В то же время некоторые участники рынка уверены, что сильная команда юристов "Привата" найдет слабые места в новом порядке, чтобы сохранить существующую схему нефтяных торгов.

Ряд экспертов отмечают, что не все замечания учтены в проекте документа, например, о снижении с 5% до 1% суммы залога для участников торгов. По их мнению, в период кризиса сложно получить кредиты, чтобы обеспечить такой взнос. Кроме того, якобы был случай, когда вернуть залог оказалось затруднительно.

В то же время в Минэкономики "ЭнергоБизнесу" разъяснили, что 5-процентный барьер "не является проблемой для компаний с современными технологиями и достаточными мощностями по переработке нефти". Зато, таким образом, отсекаются так называемые "мини-заводы", не имеющие полного технологического цикла, а рынок защищается от низкосортного бензина.

Другой вопрос, когда новый порядок вступит в силу. Некоторые документы в нефтяной сфере готовятся правительством несколько лет, например, по созданию минимальных запасов нефтепродуктов. Минэкономики сообщило, что разослало проект постановления на согласование в Минтопэнерго, Минфин и Минюст.

Сроки поступления документа в правительство в министерстве затрудняются прогнозировать. Но здесь напомнили, что существует процедура повторного согласования, если в первоначальном проекте появятся изменения. Необходима также правовая экспертиза Минюста, после которой постановление может рассмотреть КМ.

По данным на 14 августа, Минэкономики не получало официально ни одного замечания к проекту, но это не значит, что они не появятся позже. В общем, ранее октября-ноября вряд ли правительственное решение увидит свет.

Поэтому маловероятно, что до конца года состоится хотя бы один аукцион по новым правилам. А потом в стране появится новый Президент, сменится правительство, у которого может быть свой взгляд на нефтяные аукционы.

Редакция "ЭнергоБизнеса" благодарит пресс-службу Министерства экономики за помощь в подготовке материала.

Комментарии 0

Написать комментарий