11.04.2009

Экспортные перекосы

uaEnergy

4

0

Экспортные перекосы

На минувшей неделе ситуация на украинском рынке нефтепродуктов развивалась динамично и непредсказуемо. На это повлияло два непредвиденных фактора. Первый — резкий рост цен на внешних биржах в конце недели. Второй — основные украинские производители (Кременчугский, Лисичанский и Одесский НПЗ) направляли дизтопливо на экспорт. На внутреннем рынке эти заводы выставили "цены отсечения". По этой причине в сегменте дизельного топлива в конце недели возник большой ажиотаж.

Борис ЯКУБЕНКО

Понедельник

На европейских товарных биржах средняя цена российского ДТ составила $446/т, Евро-4 — $488/т, "пятого" бензина (premium) — $485/т, "второго" (regular) — $476/т.

Дизтопливо. Кременчугский НПЗ поднял цену "нового" дизтоплива (Л-0.05-62) до 4800 грн/т (+100 грн). Трейдеры выставили цены, но торговля шла не очень успешно. Ни лисичанское, ни шебелинское ДТ не предлагалось. Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ оставались на прежних позициях — 4550 грн/т.

Импортное дизтопливо поступало в значительных количествах, импортеры стремились "сбросить" имеющиеся объемы. Российское летнее ДТ торговалось в диапазоне 4800-4850 грн/т.

В то же время, цены в мелкооптовом сегменте были ниже, чем в крупном опте — на 10-20 коп/л. Поэтому трейдеры в основном переориентировались на работу в мелком опте.

Бензины. Низкооктан у Кременчугского НПЗ оставался на прежнем уровне — 5100 грн/т. Трейдеры неспешно выставили свои цены, но реакции не последовало. У оператора Шебелинского ГПЗ цена А-76 составляла 4401 грн/т, трейдеры торговали по 4550-4580 грн/т. Поскольку это было почти на 600 грн дешевле кременчугской продукции, предпочтение отдавалось шебелинскому ресурсу.

Из импортного низкооктана присутствовал мозырский "восьмидесятый" бензин, но он был дорогим — 5250 грн/т. Приобретали его в основном "розничники" для обеспечения ассортимента на АЗС.

В высокооктановом сегменте ситуация была достаточно стабильной. Кременчугский НПЗ выставил А-92 по 5800 грн/т, но им практически никто не торговал. На Лисичанском НПЗ происходил пуск производства, и его продукции в предложениях еще не было.

Бензин А-95 у Кременчугского НПЗ остался на прежнем уровне — 6000 грн/т. Не изменилась цена и у оператора Шебелинского ГПЗ — 5301 грн/т, "давальцы" и крупные трейдеры торговали по 5520-5550 грн/т (максимальная цена — 5570 грн/т).

Импортного высокооктана в продаже было предостаточно, но импортеры подняли цены. Румынский "второй" производства НПЗ Rompetrol (ст. Запорожье) подорожал до 5800 грн/т (+100 грн). На таком же уровне продавался беларусский "второй" бензин со ст. Конотоп, Сарны и Коростень. "Пятый" беларусский (ст. Коростень) торговался в диапазоне 5950-6100 грн/т.

И почти в самом конце рабочего дня (в 17.30) выставил новые цены оператор Шебелинского ГПЗ: ДТ — 4452 грн/т (+150 грн), бензин А-76 — 4503 грн/т (+102 грн), А-92 — 5373 грн/т (+150 грн), А-95 — 5451 грн/т (+150 грн). Но в свободную продажу завод дизтопливо не предлагал, поскольку отгружал его аграриям.

Вторник

На европейских товарных биржах отмечалось падение по всем позициям. Средняя цена российского ДТ снизилась до $430/т, Евро-4 — до $470/т, "пятого" бензина (premium) — до $478/т, "второго" (regular) — до $469/т. Перспективы сулили дальнейшее снижение.

На украинском рынке, как обычно в последний день месяца, торговля велась только в первой половине дня.

Дизтопливо. У Кременчугского НПЗ цена ДТ оставалась прежней. На рынке оно предлагалось по 4800-4850 грн/т, но не привлекало внимания. Также не пользовалось спросом топливо Дрогобычского и Надвирнянского НПЗ, которые повысили цену на 250 грн, до 4800 грн/т. Шебелинский ГПЗ все дизтопливо отгружал госструктурам, и на свободный рынок оно не попадало.

Стоимость импортного ДТ снизилась довольно ощутимо: средняя цена на Новоград-Волынском терминале составляла 4800 грн/т, беларусское торговалось по 4900 грн/т.

В Одесском порту стояли два танкера, которые интенсивно наполнялись кременчугским, лисичанским и одесским дизельным топливом. Первый танкер догружался еще с предыдущей недели. Второй, достаточно внушительного объема (около 30 тыс т), должен был подобрать остатки дизтоплива на рынке. Более того, туда устремились и импортеры, чтобы хоть как-то "пристроить" свой товар на фоне падающих цен. В целом ситуация была еще относительно спокойной. Но оказалось, что это затишье перед бурей.

Бензины. Кременчугский низкооктан оставался на прежнем ценовом уровне, шебелинский поднялся в среднем на 90 грн, до 4650-4700 грн/т. Беларусский "восьмидесятый" по-прежнему покупали только "розничники".

В высокооктановом сегменте произошла корректировка цен на шебелинский "второй" в сторону повышения (на 100 грн). Предложил трейдерам бензины оператор Лисичанского НПЗ. Они выставили А-92 по 6100 грн/т, А-95 — по 6300 грн/т. Но на фоне кременчугского "второго" по 5800-5850 грн/т столь дорогой лисичанский бензин не вызвал интереса. Беларусский "второй" подешевел до 5750 грн/т, румынский оставался на прежнем уровне (5800 грн/т). Предложений было достаточно, и со "вторым" проблем не отмечалось.

Импортный беларусский "пятый" бензин торговался по 5950 грн/т, румынский — 5800 грн/т. Поэтому не пользовался спросом ни кременчугский (6000-6050 грн/т), ни лисичанский (6300 грн/т) ресурс.

Среда

На европейских товарных биржах продолжалось снижение. Средняя цена российского ДТ составила $410/т, Евро-4 — $452/т, "пятого" бензина (premium) — $452/т, "второго" (regular) — $444/т.

Первый день месяца в основном был посвящен инвентаризации, и торговля шла не очень активно.

Дизтопливо. Единственным "раздражителем" стал Кременчугский НПЗ, который повысил ДТ на 50 грн, до 4850 грн/т. Объяснить такой шаг можно было только тем, что завод готовился к "отсечению" рынка. Это топливо должно было уйти на экспорт.

Появились цены на лисичанское ДТ, причем довольно низкие — 4750 грн/т. Но оказалось, что это не "евродизель", а топливо, не прошедшее сертификацию по стандарту EN 590 и выставленное как Л-0.2-62 улучшенного качества.

Оператор Одесского НПЗ предложил ДТ по 4920 грн/т, на рынке оно появилось на уровне 4850 грн/т, что свидетельствовало о "двойных стандартах". Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ оставались на прежней ценовой позиции (4800 грн/т). Появились предложения шебелинского ДТ на уровне 4550-4600 грн/т, но возможность отгрузок была под сомнением.

Импортное ДТ предлагалось в изобилии и повсеместно подешевело: российское на Новоград-Волынском терминале — до 4750-4800 грн/т, беларусское на ст. Коростень и Конотоп — до 4850-4880 грн/т.

Бензины. Кременчугский "шестой" по 5130-5150 грн/т уже никто не хотел приобретать. Не пользовался особым спросом и шебелинский бензин, торговавшийся в среднем по 4680 грн/т.

В высокооктановом сегменте стали происходить странные события. Кременчугский НПЗ повысил цены на 50 грн: А-92 — до 5850 грн/т, А-95 — до 6050 грн/т. Опытные трейдеры прекратили торговлю кременчугским ресурсом.

Стало известно, что оператор Лисичанского НПЗ предложил широкому кругу трейдеров высокооктановые бензины почти на 300 грн дешевле предыдущего уровня. Лисичанский А-92 появился на рынке по 5750-5780 грн/т.

Запустилось производство А-92 на Шебелинском ГПЗ, трейдеры торговали этим ресурсом в диапазоне от 5450 до 5550 грн/т. Импортный беларусский "второй" бензин предлагался в значительных объемах на уровне 5750 грн/т.

Дефицита "пятого" на рынке не отмечалось. Бензином А-95 с Лисичанского НПЗ трейдеры торговали на уровне 5950-6000 грн/т. Оператор Одесского НПЗ выставил "пятый" по 5970 грн/т. Но "фаворитом" рынка оставалось шебелинское топливо. У оператора цена не менялась (5451 грн/т), трейдеры торговали по 5550-5600 грн/т. Импортный ресурс оставался на прежнем уровне. Большие объемы импорта выкупали "розничники".

Четверг

На европейских товарных биржах средняя цена российского ДТ упала до $405/т, Евро-4 — до $451/т. Бензины несколько подорожали: "пятый" (premium) — до $457/т, "второй" (regular) — до $449/т. На украинском рынке опытные трейдеры начали осуществлять активные закупки.

Дизтопливо. Кременчугский НПЗ повысил ДТ (Л-0.05-62) на 50 грн, до 4900 грн/т, но крупные трейдеры снизили свои цены до уровня 4750-4800 грн/т (-100 грн). Присутствовали некоторые предложения лисичанского топлива, но вскоре стало известно, что завод ничего не продает и направляет все объемы на экспорт. Предложения одесского ДТ также были сняты. Шебелинская "дизелька" в продаже отсутствовала. Оставался еще Дрогобычский НПЗ, но его предложения не привлекали внимания, поскольку произошло очередное снижение цен на импортный ресурс.

На Новоград-Волынском терминале ДТ подешевело до 4700-4750 грн/т (в среднем на 50 грн) и его бойко разбирали, причем в основном компании, занимающиеся экспортом нефтепродуктов. Беларусское ДТ торговалось по 4800-4850 грн/т.

Бензины. Низкооктановый сегмент оставался на прежних ценовых позициях, активность была невысокой.

Кременчугский НПЗ поднял цену бензина А-92 на 50 грн. Лисичанский "второй" оставался без изменений. Но еще не было отгружено топливо по заявкам предыдущего дня (5750 грн/т), планировалось это сделать в выходные дни. В изобилии предлагался беларусский "второй" по 5750 грн/т со ст. Коростень, Сарны, Конотоп, Святошин. Трейдеры переориентировались на работу с импортным ресурсом.

Ситуация с "пятым" бензином была аналогичной. Кременчугский НПЗ повысил цену на 50 грн, но трейдеры отказались торговать этой продукцией. Лисичанский А-95 также подорожал на 50 грн, до 6000-6050 грн/т. Оператор Одесского НПЗ выставил "пятый" бензин уже по 5950 грн/т (-20 грн). Трейдеры предлагали его на уровне 5970-5980 грн/т, но торговля шла вяло на фоне предложений из Шебелинки (5600 грн/т).

Цена импортного румынского "пятого" бензина была достаточно высокой — от 6350 до 6450 грн/т, беларусский торговался по 5950-6000 грн/т. Но особым спросом они не пользовались. А под конец дня стало известно о событиях на внешних биржах...

Пятница

На мировых рынках произошел резкий непредсказуемый скачок котировок. Цена нефти превысила $51 за 1 бар. На европейских товарных биржах средняя цена российского ДТ подскочила до $442/т, Евро-4 — до $485/т, "пятого" бензина (premium) — до $490/т, "второго" (regular) — до $483/т. В такой ситуации украинские трейдеры пожалели, что не использовали все возможности в предыдущий день.

Дизтопливо. У Кременчугского НПЗ цена ДТ оставалась на прежнем уровне — 4900 грн/т. Трейдеры торговали вначале по 4800 грн/т, но к концу дня цена подскочила до 4950 грн/т. Интенсивное накопление дизтоплива в танкер продолжалось. Предложений лисичанского и одесского ДТ на рынке не было. Шебелинская "дизелька" поставлялась госструктурам, а западные НПЗ, как обычно по пятницам, не работали.

Еще одной плохой новостью стало исчезновение топлива на Новоград-Волынском терминале (хотя оно было выставлено в продажу по 5000 грн/т). Стало известно, что все топливо отгружено "в неизвестном направлении" — скорее всего, на экспорт. И в этот день импортным топливом никто на украинском рынке не торговал.

Бензины. Низкооктановый сегмент оставался почти без изменений. Несколько поднялись цены на шебелинский "шестой" бензин — 4680-4700 грн/т (+20-30 грн), но особого спроса не отмечалось. Импортного "восьмидесятого" уже не было в продаже — весь объем раскупили "розничники".

Кременчугский А-92 торговался по 5900-5940 грн/т, лисичанский — 5750-5780 грн/т (максимальная цена — 5800 грн/т). Исчез из продажи одесский "второй", а также шебелинский (по причине остановки производства). И, к большому огорчению трейдеров, практически не осталось импортного "второго" бензина, за исключением румынского со ст. Запорожье по 5800 грн/т.

Кременчугский "пятый" оставался на прежних ценовых позициях, лисичанский ресурс подешевел на 50 грн, до 5950-6000 грн/т. Одесский А-95 (при неизменной цене оператора 5950 грн/т) торговался на уровне 5850-5900 грн/т. И если цены лисичанского и одесского бензина падали, то шебелинского, напротив, росли. Но даже на уровне 5630-5650 грн/т шебелинский "пятый" был вполне конкурентоспособным и активно продавался.

Импортеры повысили "пятый" в среднем на 50 грн: румынский — до 6350 грн/т, беларусский — до 6500 грн/т.

Рабочие цены на рынке нефтепродуктов в конце рабочей недели

Нефтепродукты

Заводы

Цена, грн/т

Л-0.05-62

Кременчугский НПЗ

4900-4940

З-0.2 (-25)

Дрогобычский НПЗ

4800-4830

З-0.5-40

Надвирнянский НПЗ

4800-4850

А-76

Кременчугский НПЗ

5100-5140

А-76

Шебелинский ГПЗ

4670-4700

А-92

Кременчугский НПЗ

5900-5950

А-92

Лисичанский НПЗ

5750-5780

А-95

Кременчугский НПЗ

6100-6160

А-95

Лисичанский НПЗ

5950-6050

А-95

Одесский НПЗ

5850-5950

А-95

Шебелинский ГПЗ

5630-5680

ИМПОРТ

Л-0.2-62

Россия, ст. Новоград-Волынский

4980-5000

RON 92 Unleaded Gasoline

Румыния, ст. Запорожье

5800-5830

Euro Plus 95

Румыния, ст. Ильичевск

6350-6370

А-95 50 ppm

Беларусь, ст. Коростень

6550-6570

Прогноз

По прогнозам трейдеров, на текущей неделе ситуация на рынке будет достаточно сложной. Это связано, в первую очередь, с экспортными поставками дизельного топлива. Трейдеры будут использовать все возможности, чтобы сделать закупки дизтоплива. Поэтому цены на ДТ могут взлететь до непредсказуемых высот — намного выше отметки 5000 грн/т.

Импортное дизтопливо вряд ли появится в продаже, поскольку в данной ситуации реэкспорт через Новоград-Волынский терминал намного выгоднее, чем продажа на украинском рынке. Импортное ДТ может появиться только в конце недели, причем цена его будет достаточно высокой.

В низкооктановом сегменте ситуация прогнозируется достаточно стабильная, с возможным повышением на 50-100 грн/т на фоне ажиотажа вокруг ДТ.

Что касается высокооктановых марок бензинов, то ожидается, что в первой половине недели цены останутся на прежних позициях. Во второй половине недели (на фоне роста ДТ) у операторов может возникнуть желание поднять цены и на бензины. Но если повысятся мировые цены, это топливо также может уйти на экспорт.

Комментарии 0

Написать комментарий