18.07.2019

Биоэнергетика как альтернатива российскому газу

В начале июля 2019 года компания "Нафтогаз" заявила, что транзит природного газа через украинскую территорию будет полностью остановлен уже с начала 2020 года. Такая остановка грозит трудностями во время отопительного сезона. К тому же становится актуальным вопрос о сокращения потребления газа. В статье рассмотрим, как может помочь биоэнергетика, особенно если она будет переведена из режима "перманентного преодоления барьеров" в режим "содействие развитию".

uaEnergy

112

0

Биоэнергетика как альтернатива российскому газу

Где мы сейчас и каковы наши планы

По данным энергетического баланса Украины, доля возобновляемых источников энергии в общем конечном потреблении энергии в 2017 году составила 6,7%, в 2016 году - 5,8%. Такой темп соответствует европейским показателям.

Весомая доля принадлежит биотопливу и отходам - ​​80%, поставка первичной энергии из которых составила 3 млн тонн н.е. (нефтяного эквивалента). Это соответствует замещению около 3800000000 куб. м. газа в 2017 году. По этому показателю сектор рос в среднем на 33% в год - по 2010-2017 годы.

Правительство строит для биоэнергетики довольно амбициозные планы: достичь 5 млн тонн н.е. в год в производстве тепла до 2020 года и 11 млн тонн н.е. в год в снабжении первичной энергии к 2035 году. Доля биоэнергетики в общем балансе поставок первичной энергии в 2035 году должна составить 11,4%. В 2025 году Украина должна производить 30% возобновляемого тепла. Еще через 10 лет - 40%, что эквивалентно замещению природного газа 12200000000 куб. м. в год.

Ресурсов биомассы для этого хватает: по оценкам биоэнергетической ассоциации Украины, они превышают 21 млн тонн н.е. в год. Наш биоэнергетический потенциал эквивалентный 25400000000 куб. м. природного газа в год. В деньгах это около 6800000000 долл в год при цене газа 270 долларов за 1000 куб. м.

Биоэнергетика в ЕС

Средняя доля возобновляемой энергии, преимущественно биомассы, в производстве тепла в ЕС в 2017 году составила 19,5%. В Швеции - 69%, в Финляндии и Латвии - 54%, в Эстонии - 51%, в Дании - 46%, в Литве - 46%, в Австрии - 32%.

Важно, что страны ЕС продолжают системно наращивать долю биоэнергетики, которая, по большинству прогнозов, будет превышать половину взноса всех ВИЭ, по крайней мере до 2050 года. Ни одна страна ЕС не планирует сокращать долю биоэнергетики.

Особенно интересен опыт Литвы, которая быстро нарастила долю биомассы в централизованном теплоснабжении с 10% в 2004 году до 69% в 2017 году. Планы Литвы - повысить этот показатель до 80% в 2020 году и до 100% - в 2050 году.

Что нужно сделать Украине

Украина имеет прекрасные условия для развития биоэнергетики, в частности, производства тепла. Для значительного замещения природного газа биотопливом следует сделать следующее.

Во-первых, создать прозрачный механизм торговли биотопливом, другими словами электронную систему торговли. Этот механизм должен базироваться на рыночных принципах и гарантировать отсутствие барьеров для работы всех участников рынка биотоплива.

Законопроект для запуска такой системы больше года назад подготовили Государственный комитет по энергоэффективности и Биоэнергетическая ассоциация Украины при поддержке проекта МЕРП USAID. Однако законопроект заблокировало Минэкономики.

В ведомстве считают, что биржу следует подчинить системе "Прозрачные продажи". Однако это не соответствует мировому опыту, требует затрат бюджетных средств и много времени на адаптацию системы к биржевой торговле. К тому же, это создает государственную монополию на торговлю биотопливом.

Во-вторых, ввести прозрачную и недискриминационную систему подключения независимых производителей тепловой энергии к тепловым сетям и ввести конкурентные отношения в централизованном теплоснабжении. Этот механизм должен базироваться на рыночных принципах и гарантировать отсутствие любых проявлений дискриминации в отношении всех участников рынка биотоплива.

Соответствующий законопроект более двух лет назад разработали Государственный комитет по энергоэффективности и Биоэнергетическая ассоциация Украины при поддержке проекта МЕРП USAID, но он до сих пор находится на согласовании в Минрегионстрое.

Директива 2018/2001 Европейского парламента и Совета от 11 декабря 2018 года регулирует обязанности операторов систем ЦТ подключать поставщиков энергии из ВИЭ или сбросного тепла и холода и приобретение такого тепла от третьих сторон на основе недискриминационных критериев.

В-третьих, отменить дискриминационный налог на выбросы СО2 для котельных, ТЭС и ТЭЦ на биомассе и биогазе. Ни одна страна мира не применяет его к биоэнергетическим объектам, поскольку биомасса является СО2-нейтральным топливом.

Такие многолетние блокировки лучшей мировой практики развития биоэнергетики можно сиитать недопустимыми. Если правительство все-таки внедрит ее, то украинская экономика достойно ответит на любые газовые вызовы.

Комментарии 0

Написать комментарий