09.01.2020

Тарификация углеродных выбросов: хорошую идею не удержать

Введение дополнительных расходов следует согласовывать с политикой, которую поддержит большинство населения. На самом деле установление тарифов на выбросы углерода успешно работает. Рассмотрим более детально.

uaEnergy

30

0

Тарификация углеродных выбросов: хорошую идею не удержать

Тарификация углеродных выбросов больше не является нишевой экономической политикой. Эта практика становится мейнстримом, несмотря на заявления некоторых критиков, ей не хватает политической поддержки: поверхностное предположение на основе резонансных исключений. На самом деле установление тарифов на выбросы углерода успешно работает. 

Страны с программами тарификации 

Всего 46 стран, в том числе весь Европейский Союз, ввели или пока только запланировали программы по тарификации углеродных выбросов. Когда Китай полноценно запустит свой рынок торговли выбросами углерода, тарифы будут действовать для пятой части мировых выбросов по сравнению с менее чем 1% в 2004-м. Даже Аргентина, Южная Африка и Сингапур начали установление тарифов на углеродные выбросы.   

Кроме того, в США, где президент Трамп официально объявил о выходе из Парижского климатического соглашения, происходит тарификация. Десять штатов имеют специальные программы, а еще три планируют присоединиться к региональной северо-восточной инициативе по введению ограничений промышленных выбросов с помощью квот. На Конгрессе рассматривали восемь предложений по тарификации углеродных выбросов, четыре из них - общего авторства представителей противоборствующих партий. 

Преимущества введения квот на выбросы СО2

Экономики, в которых действуют тарифы на выбросы углерода, в результате не пострадали. Наоборот они стабильно растут. Это можно объяснить тем, что тарифы способствуют эффективному росту и исправляют искажения на рынке, поэтому загрязнители вынуждены оплачивать полную стоимость их деятельности. Тарифы также стимулируют промышленную модернизацию и помогают создать конкурентную среду.   

Преимущества на этом не заканчиваются. «Анализ налогово-бюджетной сферы» Международного валютного фонда (IMF Fiscal Monitor) демонстрирует, что налог на выбросы углерода в размере $ 50 за тонну только в странах Большой двадцатки ежегодно предотвращает 600 000 преждевременных смертей от загрязнения воздуха до 2030 года.  

Тарификацию углеродных выбросов поддерживают не только экономисты, но и многие политики, ведь начисления от налогов на СО2 помогают решать другие социальные и экономические проблемы. В 2018 году правительства получили более $ 44 млрд по программам по выбросам углерода. Эти средства могут компенсировать фискальные дисбалансы, уменьшить налоги на занятость или поддержку социальных приоритетов. Как заявил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш на саммите по климатическим изменениям в 2019-м, облагаются налогами загрязнения, а не люди.    

Распространение тарификации выбросов

К примеру, Британская Колумбия перенаправляет свои доходы от налога на выбросы углерода домохозяйствам и бизнесу, уменьшая другие налоги. Большинству домохозяйств, особенно с низким и средним уровнем дохода, комфортнее в системе с налогами на углеродные выбросы, чем без них.

Колумбия также запустила налог в 2017 году, получив $ 161 млн за первый год и финансирует проекты в регионах, пострадавших во время вооруженных конфликтов.

После мирового финансового кризиса Ирландия также ввела налог на углеродные выбросы и использование ископаемого топлива. Таким образом Дублин получал вспомогательные средства, увеличивая доходы и уменьшая задолженность. Налог на выбросы углерода был решающим в выполнении условий финансовой помощи от партнеров по еврозоне.

Дальнейшее развитие идеи

Во время очередного глобального экономического спада механизм для увеличения доходов станет находкой для многих правительств, особенно если он одновременно уменьшает загрязнения. Также стоит использовать шанс постепенно отказаться от субсидий на ископаемые виды топлива.

Если реализовать все правильно, тарификация углеродных выбросов может получить широкую политическую поддержку. Однако важно сопровождать ее другими политиками и затратами на поддержку социальных инициатив и целей развития, одновременно обеспечив справедливый переход для работников и общин, уязвимых к введению таких налогов.

Например, это стало проблемой во Франции, когда попытка увеличить налоги на топливо в 2018 году привела к уличным демонстрациям желтых жилетов. Контекст является ключевым: тарификацию выбросов углерода можно успешно ввести, но следует направлять компенсации домохозяйствам с низким уровнем дохода.

Скептики утверждают, что введение налогов на углеродные выбросы в одной стране приведет к «переезду» в другую вместе с рабочими местами и доходами.

Однако недавнее исследование Коалиции лидеров по тарификации выбросов углерода, одобренное Международной торговой палатой, не нашло фактов, подтвердивших бы это утверждение. На самом деле опыт правительств, которые ввели такую практику, свидетельствует, что она способствует созданию новых отраслей.

Тарификация углеродных выбросов является лишь одним из инструментов в борьбе с климатическими изменениями, но очень мощным и все более весомым. Налог на выбросы углерода стоит вводить. Однако, чтобы этот процесс увенчался успехом, странам следует сотрудничать с общественностью - для выбора модели и правильного использования доходов, защиты мира, помощи работникам, предотвращения строгой экономии, преодоления угроз здоровью, вызванных загрязнением воздуха и влиянием ископаемых видов топлива.

Переход к справедливому и успешному будущему возможен, и он начинается с подсчета настоящей стоимости загрязнения окружающей среды, в которой мы живем.

 

Комментарии 0

Написать комментарий