08.07.2020

Что не так с реформой электроэнергетики в Украине?

1 июля 2020 является первой годовщиной работы нового рынка электрической энергии Украины. Желание подвести итоги после долгожданной и необходимой реформы энергетики - базовой отрасли экономики страны, является вполне естественным и очевидным рвением.

uaEnergy

93

0

Что не так с реформой электроэнергетики в Украине?

У самой реформы рынка в этом году тоже "праздник" - 20 лет: еще в далеком 2000 году эксперты впервые серьезно задумались, как реформировать действующую на тот момент в Украине британскую модель рынка электроэнергии, так называемую модель "единого оптового покупателя и продавца". Британской ее можно считать весьма условно, поскольку получив украинскую прописку, она получила и украинскую идентичность.

Основные проблемы рынка электроэнергетики

С момента перехода украинской энергетики на эту модель в 1996 году, в наших реалиях уже к 2000 году накопился целый ворох серьезных проблем, к основным из которых эксперты относили:

  • перекрестное субсидирование потребителей;
  • большое количество льготных категорий потребителей;
  • повальные неплатежи и неконтролируемый рост задолженности на рынке;
  • невозможность отключения от сетей по объективным причинам (экологическая броня, ВПК, критическая инфраструктура, учреждения и т.д.) предприятия неплательщики;
  • отсутствие реальной конкуренции на рынке, потому что только тепловая генерация могла подавать ценовые заявки, тогда как атомные и гидроэлектростанции работали по тарифу, который устанавливал регулятор;
  • ложное ценообразования на рынке, следствием которого было отсутствие инвестиций в модернизацию, как генерирующих мощностей, так и сетей, что привело к практически полной изношенности;
  • ручное управление процессами на рынке со стороны государства и регулятора.

У читателя, который следит за текущей ситуацией уже на новом рынке электроэнергии, из этого перечня двадцатилетней давности может возникнуть ощущение дежавю, ведь перечисленные проблемы имеются и актуальные по сей день. К ним после приватизации в отрасли добавились еще и монополизм, использование "рыночной силы" и возможность манипуляций на рынке.

Как дела обстоят с новым рынком?

Что касается нового рынка, то его достижением является то, что он стартовал, а энергетика до сих пор функционирует.

К реформам в топливно-энергетическом комплексе Украины усиленно подталкивали наши западные партнеры. Реформа рынка электроэнергии была по значимости второй после реформы газовой отрасли. Украине оказывалась помощь в разработке соответствующей законодательной и нормативной базы. Активно работали консультанты в рамках проектов, которые финансировались Европейской комиссией, Секретариатом Энергетического сообщества и США. Но чем ближе была дата 1 июля 2019, определенная Законом Украины "О рынке электрической энергии", как дата начала работы нового рынка, тем более было ясно, что мы к полноценной работе нового рынка не готовы.

В первую очередь не были выполнены предусмотренные законом предпосылки для начала работы нового рынка: решение проблемы долгов старого рынка, отсутствие перекрестного субсидирования, рыночное ценообразование, возможность отключения за долги любых потребителей, в том числе бюджетных учреждений, предприятий критической инфраструктуры и техногенно-опасных с экологической броней.

Кроме того, не была полностью завершена разработка нормативной базы, не были готовы к работе в условиях нового рынка его участники, а самое главное не была готова вся необходимая для полноценной работы рынка инфраструктура. Особенно это касалось программного обеспечения балансирующего рынка, рынка вспомогательных услуг и адекватной системы коммерческого учета электроэнергии, отсутствие которой вызывает сомнение в достоверности финансовых результатов работы участников рынка.

Все это убедило даже наших западных партнеров, которые приложили немало усилий, что запуск нового рынка необходимо отсрочить, но поезд уже тронулся, а политические баталии президентских и внеочередных парламентских выборов не позволили внести соответствующие изменения в Закон и рынок стартовал.

Правительственные решения о новом рынке

В результате перед началом работы нового рынка правительство и регулятор приняли решения, которые существенно исказили принципы его работы.

Формально эти решения были обусловлены необходимостью найти источник финансовой компенсации разницы между высоким "зеленым тарифом" и рыночной ценой на электроэнергию, желанием не раздражать избирателя перед выборами, а потому подстраховаться и избежать неконтролируемых ценовых скачков, которые могли вызвать социальную напряженность или привести к банкротству участников, особенно это касалось поставщиков универсальной услуги.

В итоге на государственные генерирующие компании НАЭК "Энергоатом" и ЗАО "Укргидроэнерго", которые суммарно производят более 60% всей электроэнергии Украины, возложили исполнение механизма специальных обязательств, так называемых, PSO. Тем самым эти компании обязали на специальных аукционах очень дешево продавать электроэнергию гарантированному покупателю и поставщикам универсальной услуги. Особенно досталось атомщикам, которые должны были продавать на этих аукционах 90% всей производимой электроэнергии.

Кроме того, установили такие ценовые ограничения на Рынке на сутки вперед (РДН) и Внутресуточном рынке (ВГС), которые не всегда покрывают расходы на производство электроэнергии, а, следовательно, искажают рыночное ценообразование и не стимулируют конкуренцию.

Ко всему тому - искусственное ограничение цены небалансов на балансирующем рынке и такой механизм ценообразования, который не стимулирует участников рынка к минимизации своих небалансов, и более того, создает возможности для манипуляций на рынке.

Небалансы и их влияние

Механизм ценообразования на балансирующем рынке для определения стоимости небалансов существенно отличается от европейской практики.

Различают два типа небаланса: отрицательный, когда участнику рынка не хватает купленных объемов электроэнергии для покрытия потребления, и положительный, когда ее избыток. На европейских рынках участник виновен в создании небаланса несет финансовые потери независимо от типа небаланса. А на нашем балансирующем рынке в случае положительного небаланса его виновнику заплатят, и на данный момент цена за небаланс будет на уровне 65% от цены, сложившейся на РДН. Неудивительно, что это привело к ложным сигналам участникам рынка, а также увеличило расходы Оператора системы передачи на поддержание физического баланса ОЭС Украины.

Задача по минимизации финансовых последствий небаланса для поставщиков универсальных услуг и участников рынка, имеющих доступ к дешевой электроэнергии, сводится к покупке такого объема электроэнергии, который гарантированно покроет его потребления. Такое положение дел фактически искажает саму идею функционирования балансирующего рынка, главная задача которого стимулировать участников рынка соблюдать баланс в энергосистеме, а не нарушать его.

Последствие старых и появление новых проблем

В конце 2019 обострились и старые проблемы. К ним можно отнести снижение электропотребления промышленностью в последние годы, избыток генерирующих мощностей, доставшийся Украине в наследство от СССР и отсутствие достаточного количества высокоманевренных мощностей для поддержания физического баланса в ОЭС Украины. А также следует добавить чрезвычайно "сухую" зиму, что привело к недостатку водности днепровского каскада ГЭС и ограничило маневренные возможности ГЭС. Кроме этого, произошел резкий прирост установленной мощности ВИЭ (по 2019 в три раза до 6,8 ГВт), а с началу 2020 году разразилась эпидемия коронавируса, которая обрушила экономику страны, с соответственно резким снижением потребления электроэнергии.

Все это привело к постоянному и значительному профициту электроэнергии на рынке, что в свою очередь, вызвало резкое снижение цен на РДН и ВГС, а также ограничения объемов производства электроэнергии НАЭК "Энергоатом" и ЗАО "Укргидроэнерго". И поскольку именно эти компании несли основное бремя выполнения PSO, последствиями стало лавинообразное накопление долгов на рынке.

Как исправить положение?

Попытки регулировать работу рынка не рыночными методами, как правило, дают отрицательный результат. Поэтому, наверное, уже назрела необходимость принятия непопулярных решений, которые позволят корректно функционирования рынка и не будут давать ложные сигналы его участникам.

Для достижения поставленной цели не нужно изобретать велосипед, и при наличии политической воли достаточно для начала ограничиться следующим:

  • все потребители должны платить реальную стоимость электроэнергии, как уже неоднократно доказано, что в конечном итоге для всех дешевле платить за свое потребление;
  • вместо перекрестного субсидирования ввести адресную помощь уязвимым категориям бытовых потребителей;
  • изменить существующий «натуральный» механизм PSO, когда в НАЭК "Энергоатом" и ЧАО "Укргидроэнерго" забирают на продажу объемы электроэнергии на финансовый, когда будут забирать только часть заработанных ими денег, которая останется после покрытия необходимых расходов;
  • изменить механизм ценообразования на балансирующего рынка таким образом, чтобы независимо от вида небаланса (положительного или отрицательного) стимулировать участников рынка соблюдать баланс и исключить манипулирование на рынке;
  • ввести полную ответственность за баланс для производителей ВИЭ;
  • снять искусственные ценовые ограничения на РДН, ВГС и БР, так как они искажают рыночное ценообразование и не способствуют конкуренции;
  • создать систему коммерческого учета, которая позволит точно определять объемы небалансов, их виновников и финансовые обязательства по их урегулированию;
  • решить проблему отключения предприятий должников и найти источники финансирования для покрытия их задолженности до момента отключения;
  • обеспечить эффективный мониторинг Регулятором и АМК процессов на рынке и своевременное реагирование на его некорректную работу.

И в завершение, очень не хотелось бы, чтобы такая долгожданная и необходима реформа энергетической отрасли Украины подтвердила афоризм Гилберта Честертона: «На каждом историческом этапе начало конца имел видимость реформ".

Комментарии 0

Написать комментарий