21.03.2009

Политика "двойных цен"

uaEnergy

2

0

Политика "двойных цен"

На минувшей неделе вновь стало отчетливо ощущаться, что некоторые отечественные производители работают по "двойным стандартам". Кременчугскими нефтепродуктами трейдеры торговали почти на 200 грн дешевле официальных цен завода. Оператор Лисичанского НПЗ вообще отказывался объявлять официальные цены, хотя торговля лисичанской продукцией на рынке шла вовсю. Такая бутафория держалась, скорее всего, только для того, чтобы "не портить формулу" для определения средних цен на АЗС.

Борис ЯКУБЕНКО

2-6 марта

2 марта ситуация на рынке нефтепродуктов была достаточно спокойной, поскольку в конце февраля трейдеры сделали значительные закупки топлива и могли особенно не волноваться, ожидая дальнейшего развития событий. Происходило небольшое снижение цен на дизельное топливо — на 20-30 грн, по бензинам они оставались на прежнем уровне.

З марта цены на дизтопливо продолжали снижаться, хотя и незначительно — на 10-20 грн. Основное событие произошло на Кременчугском НПЗ, который выставил новые цены на высокооктановые бензины, снизив А-92 до 5850 грн/т, А-95 — до 5950 грн/т. Завод пытался подтянуться под рыночный уровень.

Тем не менее, он не мог конкурировать с импортным ресурсом: беларусский "пятый" бензин со ст. Коростень и румынский со ст. Запорожье торговались по 5830-5850 грн/т, румынский со ст. Айвазовская — по 5950-5980 грн/т. Лисичанский "второй" по 5900 грн/т и "пятый" по 6000 грн/т без проблем можно было приобрести повсеместно. Шебелинский А-95 торговался по 5680-5700 грн/т в достаточном количестве.

4 марта отмечались некоторые изменения цен на продукцию Шебелинского ГПЗ и Лисичанского НПЗ. Оператор Шебелинского ГПЗ снизил А-76 до 4500 грн/т (-99 грн), А-92 — до 5370 грн/т (-198 грн, цена индикативная), А-95 — до 5451 грн/т (-198 грн). Лисичанский высокооктан после обеда подешевел на 100 грн, трейдеры торговали А-92 по 5800-5830 грн/т, А-95 — 5920-5950 грн/т. Отмечалось также падение цен импортных нефтепродуктов: дизтоплива — на 100 грн, "второго" — на 50 грн, "пятого" — на 100 грн.

5 марта происходили только небольшие корректировки цен — в пределах 20-30 грн. Кроме того, стали падать цены у трейдеров, торгующих кременчугским ресурсом: можно было приобрести А-92 по 5800 грн/т, А-95 — 5900 грн/т (при прежних официальных ценах завода).

6 марта продолжало дешеветь импортное ДТ (на 20-50 грн). Российское на Новоград-Волынском терминале, российское и беларусское со ст. Коростень торговалось по 4400 грн/т. Реагировали на это и отечественные производители. Лисичанские трейдеры выставили летнее ДТ по 4400 грн/т, зимнее по 4450 грн/т. Стало известно, что заработал Одесский НПЗ, и со дня на день начнет крупнооптовые отгрузки продукции. В то же время, по неизвестной причине остановился Дрогобычский НПЗ. Надвирнянский НПЗ простаивал еще с предыдущей недели.

10-13 марта

Вторник

На европейских товарных биржах средняя цена российского ДТ составила $370/т, Евро-4 — $412/т, "пятого" бензина (premium) — $416/т, "второго" (regular) — $413/т. Уровень цен был достаточно низким, что отразилось и на украинском рынке. За выходные дни были отгружены значительные объемы импортных нефтепродуктов в Украину по достаточно низким ценам. Это не предвещало ничего хорошего для отечественных производителей.

Дизтопливо. Кременчугский НПЗ выставил летнее ДТ по 4700 грн/т, зимнее — 4750 грн/т. Трейдеры торговали только кременчугским летним на уровне 4490-4520 грн/т, зимнее не пользовалось спросом. Лисичанский летний "евродизель" торговался по 4380-4420 грн/т. Ожидалось появление на рынке оператора Одесского НПЗ, но этого не произошло. Ни Дрогобычский, ни Надвирнянский НПЗ ничего не предлагали, хотя их цены "светились" на прежнем уровне — 4700 грн/т. У оператора Шебелинского ГПЗ цена ДТ (4350 грн/т) также была, по сути, индикативной, поскольку оно отгружалось только госпредприятиям и госструктурам на протяжении всей недели. Трейдерам взять дизтопливо на Шебелинском ГПЗ было невозможно.

Импортное дизтопливо на рынке предлагалось в изобилии. С начала недели оно подешевело на 20-30 грн, средняя цена у всех импортеров "вырисовалась" на уровне 4400 грн/т (с вариантом 4380 грн/т). На Новоград-Волынском терминале работало три импортера. Было в продаже российское ДТ со ст. Айвазовская, беларусское (летнее) со ст. Коростень. На этом фоне кременчугская "дизелька" не привлекала внимания трейдеров, а лисичанская пользовалась спросом только в восточных регионах.

Бензины. У Кременчугского НПЗ бензин А-76 оставался на прежней позиции — 5200 грн/т. Завод не хотел менять цену, ссылаясь на дороговизну импортного "восьмидесятого". Поэтому основным поставщиком низкооктана выступал Шебелинский ГПЗ. Оператор снизил "шестой" до 4350 грн/т (-150 грн), трейдеры начали торговать по 4480-4500 грн/т, и работа пошла довольно активно.

Импортный беларусский "восьмидесятый" торговался по 5150 грн/т. Во второй половине дня появились предложения поступившего на ст. Святошин низкооктана с Новополоцкого НПЗ по 5050 грн/т (с вариантом по 5000 грн/т).

Оператор Шебелинского ГПЗ снизил цену А-92 до 5220 грн/т (-150 грн), однако производство еще не было начато, поэтому предложения на рынке отсутствовали. Завод сообщил, что производство "второго" начнется в среду. В основном торговался лисичанский А-92 на уровне 5700-5730 грн/т. У Кременчугского НПЗ цена "второго" бензина не изменилась (5850 грн/т), но никого не интересовала.

Поступили новые объемы импортного "второго" из Беларуси. К полудню стало известно, что он выставлен по 5700 грн/т (с вариантом по 5680 грн/т) на ст. Коростень. Этот ресурс составил серьезную конкуренцию кременчугскому. А желающие приобрести "второй" в восточных регионах взяли паузу, надеясь на появление в ближайшие дни шебелинской продукции.

Бензин А-95 у Кременчугского НПЗ остался на прежних позициях. Цена у лисичанских трейдеров снизилась на 20-30 грн, до 5850-5870 грн/т. Но всех "давил" Шебелинский ГПЗ, где оператор снизил цену А-95 до 5301 грн/т (-150 грн), трейдеры торговали по 5430-5450 грн/т, максимум по 5470 грн/т (на 500 грн дешевле кременчугского).

Импортного "пятого" предлагалось предостаточно. Был в продаже "ромпетроловский" со ст. Ильичевск по 6150 грн/т (максимальная цена), румынский со ст. Айвазовская — 5900 грн/т (неопределенного происхождения, т.наз. "компот"), беларусский со ст. Коростень — 5950 грн/т, литовский со ст. Коростень и Селещина — 6200 грн/т. Проблем с приобретением импортного высокооктана не отмечалось.

Среда

На европейских товарных биржах средняя цена российского ДТ составила $387/т, Евро-4 — $415/т, "пятого" бензина (premium) — $414/т, "второго" (regular) — $410/т. На украинском рынке после бурного предыдущего дня наступил период небольшого отдыха и осмысления ситуации.

Дизтопливо. Вновь стало отчетливо ощущаться, что некоторые отечественные производители работают по "двойным стандартам". Оператор Лисичанского НПЗ вообще отказывался "светить" официальные цены. А у лисичанских трейдеров ДТ торговалось по 4370-4400 грн/т, конкурируя с импортом. У Кременчугского НПЗ официальная цена летнего ДТ оставалась 4700 грн/т, но трейдеры торговали по 4490-4520 грн/т. Так что официальные цены были скорее "бутафорскими" и держались для того, чтобы "не портить" формулу для определения средних цен на АЗС. Между тем розничные торговцы в нынешней ситуации зарабатывают до 2 грн на 1 литре продаваемого топлива.

Одесский НПЗ, как и ожидалось, выставил дизтопливо в продажу. Цена на уровне 4600 грн/т оказалась вполне приемлемой, учитывая европейское качество этого продукта (EN 590).

Присутствовали на рынке цены Дрогобычского и Надвирнянского НПЗ (4700 грн/т), хотя переработка на этих заводах была остановлена. Впрочем, желающих покупать топливо западных НПЗ не наблюдалось: ведь неподалеку на Новоград-Волынском терминале спокойно можно было приобрести российскую "дизельку" по 4350 грн/т. Беларусское ДТ держалось на прежней отметке 4400 грн/т.

Бензины. По низкооктану у Кременчугского и Шебелинского заводов цены не менялись. Импортный беларусский "восьмидесятый" со ст. Коростень торговался по 5150-5170 грн/т, ст. Святошин — 5000-5050 грн/т. Но в целом спрос на низкооктан был очень низким, и его полностью удовлетворяла Шебелинка.

Цена бензина А-92 у Кременчугского НПЗ оставалась на прежнем уровне. Лисичанский "второй" подешевел на 20-30 грн, до 5680-5700 грн/т (максимум 5720 грн/т). Кроме того, был достаточный выбор импортного беларусского "второго", средняя рабочая цена которого составляла 5600 грн/т. Оператор Шебелинского ГПЗ сообщил, что начнет принимать заявки на А-92 с четверга.

Бензин А-95 предлагался в изобилии. Оператор Одесского НПЗ выставил "пятый" по 6100 грн/т, но никого это не заинтересовало. Кременчугский А-95 по официальной цене 5950 грн/т также не покупали. Можно было отгрузить "пятый" из Кременчуга по 5750 грн/т, трейдеры торговали максимум по 5800 грн/т.

Лисичанский "пятый" предлагался на уровне 5830-5850 грн/т, шебелинский — 5450-5480 грн/т. Но прошел слух о том, что "приближенные" к Шебелинке трейдеры собрались и решили установить единые цены (около 5500 грн/т). Естественно, это отнюдь не обрадовало остальных участников рынка.

Импортный "пятый" предлагался в широком ассортименте — румынский, беларусский, литовский. Цены оставались без изменений. Единственным "нарушителем конвенции" стал один из импортеров беларусского бензина, выставивший после обеда цену 5800 грн/т (ст. Коростень).

Четверг

На европейских товарных биржах средняя цена российского ДТ составила $359/т, Евро-4 — $395/т, "пятого" бензина (premium) — $386/т, "второго" (regular) — $385/т.

Дизтопливо. Кременчугский НПЗ все-таки отреагировал на ситуацию и снизил цену ДТ на 200 грн: летнего — до 4500 грн/т, зимнего — до 4550 грн/т. Но никто не собирался покупать его по официальным ценам. После обеда стало известно, что крупные трейдеры, имеющие возможность отгрузить из Кременчуга значительные объемы топлива, начали предлагать на рынке летнее ДТ по "пробной" цене 4250 грн/т.

Лисичанские трейдеры с утра предлагали ДТ по 4350-4370 грн/т. Но во второй половине дня они сняли цены и взяли паузу, ссылаясь на предстоящее снижение в пятницу. Одесское ДТ оставалось на прежнем уровне, но никого не интересовало. У Дрогобычского и Надвирнянского НПЗ дизтопливо упало на 150 грн, до 4550 грн/т. Но реализация не активизировалась, поскольку зимний вариант топлива уже был неактуальным.

Ситуация с импортным топливом была следующей: на Новоград-Волынском терминале с утра цены упали на 50 грн, до 4350 грн/т, а к концу дня — на 100-150 грн, до 4200-4250 грн/т. Впрочем, по беларусскому ДТ особых движений не отмечалось, оно оставалось на отметке 4400 грн/т.

Бензины. В сегменте низкооктана в основном было спокойно. Импортер мозырского "восьмидесятого" на ст. Святошин снял свой ресурс с продажи. При этом на ст. Коростень цены подскочили до 5150 грн/т. Альтернативой импорту выступал шебелинский "шестой", который можно было без проблем приобрести по 4500 грн/т. Кременчугский А-76 оставался по 5200 грн/т.

По высокооктановым бензинам ситуация практически не менялась. Трейдеры торговали кременчугским А-92 по 5680-5700 грн/т, на таком же уровне был и лисичанский "второй". На Шебелинском ГПЗ производство А-92 уже было запущено, и оператор активно набирал пакет заявок для отгрузок в выходные дни. На рынке присутствовали предложения шебелинского "второго" в диапазоне 5380-5420 грн/т (цена оператора — 5220 грн/т).

Лисичанский А-95 подешевел на 30-40 грн и торговался по 5800-5820 грн/т. С Кременчугского НПЗ без особых проблем отгружался "пятый" по 5750-5800 грн/т. Но большинство трейдеров работало с Шебелинским ГПЗ, где можно было приобрести А-95 по 5450-5500 грн/т.

Импортного высокооктана на рынке было предостаточно. Беларусский "второй" торговался по 5550-5600 грн/т, "пятый" — 5800-5850 грн/т (в конце дня даже появились цены 5780 грн/т).

Пятница

На европейских товарных биржах средняя цена российского ДТ составила $355/т, Евро-4 — $390/т, "пятого" бензина (premium) — $396/т, "второго" (regular) — $384/т. На отечественном рынке обстановка складывалась нервозная: трейдеры правдами и неправдами старались сбросить хоть какие-то объемы топлива.

Дизтопливо. Присутствовали предложения кременчугского ДТ по 4250 грн/т. Лисичанские трейдеры в начале дня выставили ДТ по 4250 грн/т. Во второй половине дня цена упала на 50 грн, затем еще на 50 грн, в итоге достигнув 4150 грн/т. Это предвещало новый уровень цен на следующей неделе.

Импортеры не заставили себя долго ждать. На Новоград-Волынском терминале с утра начали торговать по 4300 грн/т, потом по 4250 грн/т, а затем вообще сняли цены. Беларусское ДТ в начале дня торговалось по 4350 грн/т, но брали его плохо. Попытки импортеров снизить цены до 4300 грн/т также не увенчались успехом. Никто из трейдеров уже не хотел покупать ДТ, ожидая следующей недели.

Стоит отметить, что достаточно резко упали цены в мелкооптовом сегменте рынка. На местных нефтебазах дизтопливо стоило намного дешевле, чем в крупном опте. В некоторых регионах его можно было приобрести даже по 3.75 грн/л.

Бензины. Вследствие исчезновения из продажи беларусского "восьмидесятого" со ст. Святошин, цена оставшегося импортного низкооктана подтянулась к 5150 грн/т. После этого начался некоторый подъем цен шебелинского "шестого" — до 4550-4580 грн/т (+20-50 грн). Тем не менее, на фоне кременчугского А-76 по 5200 грн/т такой уровень устраивал трейдеров.

Бензин А-92 из Кременчуга можно было приобрести по 5680 грн/т. Лисичанский "второй" подешевел в среднем на 30 грн и торговался по 5630-5680 грн/т. Очень активная торговля развернулась по шебелинскому "второму", который предлагался на рынке по средней цене 5380 грн/т. Импортный был в достаточных количествах и торговался на уровне 5550-5580 грн/т.

Кременчугский А-95 неофициально можно было купить по 5750 грн/т. Лисичанский "пятый" повсеместно торговался по 5750-5780 грн/т. Одесский оставался на прежнем уровне — 6100 грн/т. Поднялись цены на шебелинский А-95, хоть и незначительно — на 20-30 грн, до 5480-5500 грн/т. Произошло это, во-первых, из-за повышенного спроса, во-вторых (скорее всего), из-за договоренности "приближенных" шебелинских трейдеров о единой цене.

Импортного "пятого" в продаже было достаточно. Румынский на ст. Ильичевск подешевел на 100 грн, до 6050 грн/т, на ст. Айвазовская — до 5850 грн/т. Беларусский предлагался в пределах 5750-5800 грн/т. К тому же поступали новые объемы импорта.

Рабочие цены на рынке нефтепродуктов в конце рабочей недели

Нефтепродукты

Заводы

Цена, грн/т

Л-0.2-62

Кременчугский НПЗ

4250-4500

З-0.2 (-25)

Кременчугский НПЗ

4550-4580

Аналог EN 590 (F) EURO-4

Лисичанский НПЗ

4150-4300

EN 50 ppm (С 590)

Одесский НПЗ

4600-4630

З-0.2 (-25)

Дрогобычский НПЗ

4550-4570

З-0.5-40

Надвирнянский НПЗ

4550-4560

А-76

Кременчугский НПЗ

5200-5230

А-76

Шебелинский ГПЗ

4500-4550

А-92

Кременчугский НПЗ

5650-5850

А-92

Лисичанский НПЗ

5630-5700

А-92

Шебелинский ГПЗ

5360-5420

А-95

Кременчугский НПЗ

5750-5950

А-95

Лисичанский НПЗ

5750-5800

А-95

Одесский НПЗ

6100-6120

А-95

Шебелинский ГПЗ

5450-5530

ИМПОРТ
Л-0.2-62

Россия, ст. Новоград-Волынский

4250-4300

З-0,2 (-25)

Россия, ст. Айвазовская

4400-4420

EN 590 F

Беларусь, ст. Коростень

4350-4400

А-80

Беларусь, ст. Коростень

5150-5180

RON 92 Unleaded Gasoline

Румыния, ст. Запорожье

5850-5870

А-92

Беларусь, ст. Коростень

5550-5630

Euro Plus 95

Румыния, ст. Ильичевск

6050-6070

А-95 50 ppm

Румыния, ст. Айвазовская

5850-5880

А-95 50 ppm

Румыния, ст. Вадул-Сырет, Мукачево

5900-5930

А-95

Беларусь, ст. Коростень

5750-5800

Прогноз

По прогнозам трейдеров, на текущей неделе тенденция к снижению продолжится. По всему ассортименту нефтепродуктов уровень цен упадет на 100 грн.

Это обусловлено несколькими факторами. Главный из них — продолжающееся снижение цен на европейских биржах, которое приведет к поступлению на украинский рынок новых объемов импорта по более низким ценам. В частности, уже находятся в пути новые партии топлива с Мозырского НПЗ.

Еще один фактор — общее снижение спроса на нефтепродукты на отечественном рынке. В отличие от прошлогодней ситуации, аграрии еще не активизировали закупки топлива для весенних полевых работ. Владельцы небольших хозяйств в аграрном секторе удовлетворяют свои потребности мелкооптовыми партиями.

При этом, как прогнозируется, в мелком опте цены будут падать очень существенно, что также будет оказывать серьезное давление на крупнооптовый рынок.

Комментарии 0

Написать комментарий