15.05.2009

Нефтяники сплотились против биотоплива

uaEnergy

2

0

Нефтяники сплотились против биотоплива

15.05.2009, Жанна Корейко

Нефтяные компании перестанут критиковать биотопливо только после того, как скупят достаточно мощностей по его производству

Биодизель и биоэтанол не избавляют человечество от нефтяной зависимости, не способствуют снижению выбросов в атмосферу парниковых газов, а скорее добавляют проблем. На этом настаивают все больше специалистов, которые сплачивают свои ряды против биологического горючего, еще вчера считавшегося экологически чистым

Как утверждают в издании Journal of Environmental Science and Technology ученые из Миннесотского университета, возделывание кукурузы, предназначенной для производства биоэтанола (его в США вырабатывают преимущественно из этого сырья), связано с потреблением гораздо большего количества воды, чем предполагалось раньше, — не 784 л, а 2138 л на один литр горючего. С 2005 по 2008 годы, когда производство “кукурузного” этанола в США удвоилось, потребление воды для выращивания сырья для него утроилось, отмечают ученые. К этому нужно добавить ставшие притчей во языцех техногенные нагрузки, которые оказывают на экологию кукурузные поля: эрозию почв, сверхпотребление удобрений, пестицидов и гербицидов.

Окончательно добивает биоэтанол группа ученых во главе с Элиотом Кэмпбеллом из Калифорнийского университета в Мерседе. Они пишут в журнале Science, что использование биоэтанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания в принципе неэффективно. Целесообразнее всего, по их мнению, производить из биомассы электричество для зарядки электромобилей. При таком подходе достаточно уже возделываемых сельхозугодий, чтобы увеличить общую дальность пробега автомобилей на 80%.

Впрочем, все более настойчивая критика вовсе не означает, что эра биологического топлива подходит к концу, так и не достигнув настоящего расцвета. Более того, можно предположить, что причины такой настойчивости лежат не в научной плоскости, а в сферах бизнес-интересов. К такому выводу можно прийти хотя бы потому, что публикация в прессе сенсационных результатов очередных исследований часто сопутствует процессам перераспределения сфер влияния. Так, например, появившаяся в газете “Гардиан” информация о том, что каждый клик пользователя Интернета в несколько раз увеличивает мировое потребление электроэнергии, удивительным образом совпала со вновь высказанными притязаниями Евросоюза на управление Всемирной паутиной. Напомним, ЕС требует у США предоставить для него право участия в техническом контроле над Интернетом еще с 2005 года. В свою очередь, претензии к биотопливу появляются синхронно с процессами поглощения нефтяными компаниями производителей топливного этанола (см. “k:” №167).

От биотоплива не только не отказываются, для него ищут новые сферы применения, например, в авиации. Авиапром уже активно проводит испытания топливных смесей для самолетов из керосина и горючих “биодобавок”. Как отметил в интервью журналу “Шпигель” Билли Гловер, руководитель департамента стратегий в сфере экологии компании “Боинг”, авиапром стремится к тому, чтобы довести содержание биопримесей в авиатопливе до 50%.

Параллельно ведется поиск лучшего сырья для производства биодизеля и биоэтанола. Как известно, недостатком кукурузы и рапса как сырья для их получения является то, что горючее можно произвести только из их зерен и семян, а не из всего растения. В связи с этим исследователи связывают большие надежды с морскими водорослями, плодами кустарника ятрофы, пальмовым маслом и рыжеем.

Кроме того, в конце апреля ученые из сингапурского государственного Института био- и нанотехнологий с гордостью объявили об изобретении способа производства биометанола из углекислого газа. Правда, их методика синтеза этого горючего, основанная на применении азотно-гетероциклического карбенного катализатора, была тут же раскритикована — уха, как говорят французы, оказалась дороже рыбы.

Дискуссии о биогорючем привлекают внимание к автомобильным двигателям, работающим на альтернативных источниках энергии — топливном элементе и аккумулированном электричестве. Но на нынешнем этапе они помимо дороговизны, еще и неэффективны. Так, энергетический потенциал литиево-ионного аккумулятора весом один килограмм составляет всего 0,1 кВт/ч, в то время как килограмм обычного бензина дает 11,9 кВт/ч энергии. В связи с этим некоторые специалисты призывают заняться усовершенствованием существующих моделей двигателей внутреннего сгорания, чтобы добиться результата, которого ожидают от внедрения биотоплива и альтернативной энергии, — большей эффективности и экологичности. Например, применять так называемое алмазоподобное углеродное покрытие для цилиндра и поршня, чтобы уменьшить трение между ними.

Комментарии 0

Написать комментарий