22.03.2009

Бесконечная история ГТС (Часть 2)

uaEnergy

2

0

Бесконечная история ГТС (Часть 2)

Украинская ГТС в очередной раз стала потенциальной мишенью, причем сразу с трех сторон — России, которая, наверняка, не отказалась от своих старых планов, Евросоюза и даже США. Правда, следует отметить, что пока действует закон, принятый в феврале 2007 г., ни одна из сторон не сможет реализовать свои намерения. Отмена этого закона Верховной Радой либо его модификация с целью ослабления ограничений представляется в ближайшее время маловероятной. Такая попытка, очевидно, получит большой политический резонанс. Выдвинувшая данное предложение сторона окажется под ударом. В общем, ситуация останется той же, что и сейчас: Украина, безусловно, контролирует ГТС, но не имеет средств на ее реконструкцию.

Виктор ТАРНАВСКИЙ

Продолжение следует

Возможны несколько вариантов развития событий.

Во-первых, страны ЕС все-таки могут предложить на мартовской конференции какую-либо программу помощи Украине. Бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Не исключено, что в ответ на свою "благотворительность" европейцы (и/или американцы, если те предоставят деньги) потребуют от Украины "массу мелких услуг".

Однако в то, что Украина получит от ЕС необходимую сумму, признаться, верится с трудом. Достаточно вспомнить о том, как ей обещали помочь с закрытием Чернобыльской АЭС, и что она в итоге получила. Безусловно, какие-то гранты выделены будут, но все они пойдут на оплату "помощи" тех же западных консультантов по составлению различных проектов и ТЭО.

Во-вторых, нынешний статус-кво может сохраняться еще очень долго. Именно этот вариант представляется наиболее вероятным. Какие-то средства на поддержку ГТС будут выделяться, тем более что с 2010 г. должны увеличиться поступления за транзит. Так что система в ближайшие годы будет поддерживаться в работоспособном состоянии. Периодически тема газотранспортного консорциума будет всплывать в различных СМИ и подниматься заинтересованными лицами. Но дальше разговоров дело не пойдет: законодательство Украины по-прежнему останется непреодолимым барьером на пути реализации подобных проектов.

Правда, в более отдаленной перспективе ценность украинской ГТС будет снижаться. Подписанный в январе этого года договор с "Газпромом" гарантирует прокачку, по меньшей мере, по 120 млрд куб м газа в год в течение 10 лет, но затем ситуация может измениться. К 2019 г. будут реализованы проекты Nord Stream и, вероятно, "Южный поток". Не исключено, что к этому времени решится вопрос и о строительстве газопровода Ямал - Западная Европа-2, а где-то в районе Мурманска или С.-Петербурга появятся заводы по производству сжиженного природного газа.

Тогда украинская ГТС перестанет играть такую важную роль для "Газпрома". Объем поставок после 2019 г. в настоящее время просчитать невозможно: это будет зависеть от многих факторов, прежде всего, спроса на российский газ в Европе. Но, скорее всего, он не увеличится по сравнению с текущим уровнем.

По мнению директора энергетических программ Украинского центра им.Разумкова Владимира Сапрыкина, Украине было бы выгодно частично приватизировать ГТС, но не сейчас, а через 5-6 лет, когда кризис останется позади. При этом в состав консорциума покупателей мог бы войти и "Газпром". По такому пути пошла, например, Словакия. Конечно, при реализации этого варианта украинское государство стало бы получать меньшие доходы от транзита, но зато и сняло бы с себя заботы о модернизации газотранспортной сети.

Кстати, допуск "Газпрома" к участию в управлении системой мог бы пробудить интерес россиян к увеличению пропускной способности украинской ГТС, поскольку затраты на такие проекты в любом случае будут ниже, чем расходы на строительство подводных трубопроводов или создание в европейской части России экспортной инфраструктуры для сжиженного природного газа. Впрочем, и здесь есть своя "точка невозврата": в тот момент, когда будет проложена первая труба "Южного потока", развитие ГТС Украины окончательно перестанет представлять для российской корпорации какой-либо интерес.

Наверное, нельзя полностью исключать и вариант с отменой закона от 2007 г. под целевую частичную продажу ГТС конкретным европейским или американским компаниям, но без "Газпрома". В принципе, интерес к приобретению доли украинских активов проявляли немецкая E.ON Ruhrgas, французская Gas de France и итальянская ENI. Так как все эти компании являются долгосрочными партнерами "Газпрома", серьезных противоречий с российской монополией у них не возникнет.

В то же время, попытка проникновения в ГТС Украины американского капитала вызовет резко негативную реакцию не только в России, но и ЕС. Передача ГТС под американский контроль будет означать резкое усиление конфронтации и ускорение строительства газопроводов в обход Украины.

Баланс интересов

Безусловно, говоря о настоящем и будущем украинской ГТС, следует всегда помнить об интересах каждого "персонажа" этого бесконечного сериала. От того, как и в какой степени удастся учесть их баланс, во многом зависит дальнейшее развитие событий.

Украина, разумеется, заинтересована, прежде всего, в том, чтобы удерживать полный контроль над ГТС максимально долго. ГТС в украинских руках — это не только дополнительные доходы для государственного бюджета, но и возможность реализации различных "схем" в пользу отдельных компаний и частных лиц. Это дополнительный вес на международном уровне и важный козырь в переговорах с соседями. Как показали события начала текущего года, в трудную минуту экспортную трубу можно использовать и в своих интересах. Хотя к таким средствам, очевидно, нельзя будет прибегать слишком часто.

Наконец, нужно понимать, что передав даже частичный контроль над ГТС международному консорциуму в любом составе, правительство Украины теряет возможность как-то использовать этот фактор в дальнейшем.

В принципе, при желании этот контроль может сохраняться неопределенно долго. В конце концов, никто в мире не может отобрать у Украины этот актив без прямого одобрения ее правящих кругов. Для этого главное, чтобы система просто не развалилась от старости и изношенности, т.е. необходимо вкладывать в нее средства хотя бы на уровне 2003-2007 гг. Ведь проблема недостаточного финансирования является, по сути, единственным доводом в пользу приватизации или концессии.

Кроме того, с точки зрения как государственных, так и частных интересов Украине выгодно увеличение объемов транзита газа. Каждый лишний миллиард кубометров — это дополнительные доходы для государственного бюджета. Однако здесь необходимо хотя бы минимальное сотрудничество с "Газпромом", от которого, в основном, и зависит этот объем. Для этого надо, как минимум, полностью и вовремя платить за потребляемый газ...

Для России, как и для европейских потребителей, основной интерес заключается в том, чтобы газ беспрепятственно и в полном объеме проходил через Украину, нигде не теряясь по дороге. При этом европейцы воспринимают украинскую ГТС как сферу ответственности "Газпрома", и в случае каких-либо перебоев с поставками выставляют претензии именно ему, а не стране-транзитеру. Это обстоятельство и вынуждает "Газпром" постоянно стремиться к получению контроля над украинской ГТС или хотя бы разделению этого бремени с европейскими покупателями.

Между тем вопрос обеспечения транзитных поставок снова может обостриться из-за проблем, возникших у "Нефтегаза Украины" с оплатой российского газа в 2009 г. Денег нет, и оперативно получить их в условиях нарастающего кризиса неплатежей очень сложно.

В то же время, долгосрочный контракт заключен. Транзит в нем отделен от вопросов, связанных с закупками российского газа Украиной. Так что особых рычагов давления у Украины нет. При этом Еврокомиссия в ответ на предупреждения "Нефтегаза" о трудностях с оплатой начала склоняться к продлению на неопределенный срок мандата групп мониторинга, которые следят за транзитом российского газа через Украину. Безусловно, при наличии европейских "контролеров" возможности повторения январской истории с "несанкционированным отбором газа" будут существенно ограничены.

Вообще, можно сказать, что такая ситуация — ГТС в 100-процентной собственности Украины и под украинским управлением, но под надзором европейских инспекторов — в целом устраивает и "Газпром", и потребителей в странах ЕС. Ведь таким образом они обеспечивают бесперебойность поставок, в то время как ответственность и все финансовые затраты на поддержание системы в работоспособном состоянии ложатся на Украину.

Правда, этот механизм еще должен пройти испытание на прочность. Однако, учитывая масштаб текущих финансовых проблем Украины, можно предположить, что случай для такой проверки (неплатежи за российский газ и их последствия) представится достаточно быстро. Если Украина в ответ на приостановку поставок неоплаченного газа снова начнет забирать ресурс из трубы, наша репутация как страны-транзитера пострадает уже необратимо, а давление с целью постановки ГТС под международный контроль усилится.

Экономический кризис может ускорить процесс приватизации или передачи в концессию украинской ГТС, даже не взирая на связанные с этим трудности изменения законодательства. Во всяком случае, чем больше проблем будет возникать с газовыми расчетами, тем более слышны будут голоса в поддержку каких-либо вариантов.

Не исключено, что как и в 2000 г., снова будет поднят вопрос о передаче части ГТС за долги. Тогда может оказаться, что возврат к идее трехстороннего консорциума (Украина-Россия-Европа) окажется наиболее приемлемым вариантом решения проблемы.

Комментарии 0

Написать комментарий