15.05.2009

ЗаБРОДИвший проект

uaEnergy

5

0

ЗаБРОДИвший проект

Собрание акционеров МТП "Сарматиа" 24.04.09 г. утвердило ТЭО Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). Но ключевое звено проекта — нефтепровод Одесса-Броды — для эксплуатации в аверсном режиме наполнить фактически нечем, кроме как политическими заявлениями, которыми, словно мячиком, перебрасываются Секретариат Президента и Кабмин.

Наталия ЖУРБЕНКО

Кто кого?

Перед поездкой в Прагу на Учредительный саммит инициативы Европейского Союза "Восточное партнерство" Президент Украины Виктор Ющенко вновь напомнил правительству о необходимости ускорения процесса перевода нефтепровода Одесса–Броды в аверсный режим.

Но 5 мая на совещании у Президента по вопросам практической реализации проекта ЕАНТК ни премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, ни министра топлива и энергетики Юрия Продана не было. В ходе совещания Президент потребовал неотложного принятия правительством Украины решения о переводе нефтепровода Одесса-Броды в проектный режим использования — аверсный.

А на следующий день после совещания Ю.Продан заявил, что обеспечить транспортировку нефти в направлении г.Броды пока не представляется возможным из-за отсутствия соответствующих контрактов на транспортировку и закупку каспийской нефти. На сегодняшний день нет владельца нефти, который был бы готов поставлять ее с использованием нефтепровода Одесса-Броды в аверсном направлении, — сказал Ю. Продан.

По его словам, Минтопэнерго еще в прошлом году обратилось к крупнейшим поставщикам нефти, потенциальным инвесторам и потребителям с предложением участвовать в проекте, но позитивных ответов так и не получило. Кроме того, министр выразил сомнение по поводу экономической целесообразности проекта.

"Если от такой транспортировки будет соответствующий экономический эффект, будут заинтересованные организации, мы будем искать деньги вместе с ними. На сегодня мы разослали предложения ведущим организациям, предприятиям, которые могут быть заинтересованы либо в получении соответствующей нефти, либо имеют в своем распоряжении собственную нефть, но на эти предложения пока никто не ответил", — сообщил министр.

Секретариат Президента, похоже, ждал подобного заявления, поскольку очень оперативно организовал пресс-конференцию Уполномоченного Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдана Соколовского, который напомнил и журналистам, и главе Минтопэнерго о заверениях Президента Азербайджана Ильхама Алиева о готовности азербайджанской стороны поставлять каспийскую нефть.

Б.Соколовский резко раскритиковал позицию министра топлива и энергетики, отметив, что выражая недоверие заявлениям И.Алиева, тот может спровоцировать даже международный конфликт. По его словам, президенты Украины и Азербайджана неоднократно заявляли о достаточном количестве каспийской нефти для прокачки по нефтепроводу и наличии договоренности об этом.

Уполномоченный Президента подчеркнул, что 24.04.09 г. собрание акционеров Международного трубопроводного предприятия (МТП) "Сарматиа" утвердило ТЭО ЕАНТК. ТЭО подготовлено по заказу МТП "Сарматиа" компанией Granherne Limited (Великобритания) совместно с Purvin&Gertz и Greengate Llc. Выводы ТЭО подтверждают техническую возможность, экономическую целесообразность и конкурентные принципы проекта. Подтверждено наличие необходимых ресурсов каспийской нефти (и спрос на нее в Европе), достаточных для рентабельного функционирования ЕАНТК при разветвлении его в г.Броды по трем направлениями: на Польшу, на Словакию, Чехию, Австрию и на Беларусь и Балтийские страны.

Б.Соколовский также пожурил чиновника за нерасторопность: "Пока министр Продан будет сидеть у себя в министерстве и не выезжать дальше Москвы, никто к нам с ведром нефти не выйдет".

"Там, где ты, нет меня…"

Несмотря на воззвания В.Ющенко к здравому смыслу и национальным интересам, правительственные чиновники пока не считают приоритетным вопрос аверса Одесса-Броды.

Ю.Тимошенко игнорирует все мероприятия, где возможно обсуждение будущего ЕАНТК. Кроме вышеупомянутого совещания у Президента, Ю.Тимошенко проигнорировала Учредительный саммит внешнеполитической инициативы ЕС, состоявшийся в Праге на минувшей неделе и где присутствовал Президент Украины.

Поводом для отмены визита Ю.Тимошенко в Чехию послужил пожар в зале игровых автоматов в г.Днепропетровске. Премьер-министр в тот же день выехала на место трагических событий, проведала в больнице пострадавших и оперативно на внеочередном заседании правительства дала ряд распоряжений по оптимизации работы залов игровых автоматов.

А в это время Президент Украины на саммите обсуждал проект Одесса-Броды с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, поскольку уже в ближайшие месяцы необходимо будет презентовать ЕС ТЭО проекта, предварительно согласовав дату со всеми сторонами-участниками.

Интерес есть, а вот нефти...

"Безусловно, нефтепровод Одесса-Броды имеет стратегическое назначение для государства, и Минтопэнерго проводится работа в рамках выполнения Указа Президента. Мы провели целый ряд заседаний рабочей группы, направили письма потенциальным поставщикам сырья, потребителям, трейдерам и т.д. Наша работа направлена на реализацию этого важного проекта", — такой официальный комментарий министра Ю.Продана последовал в ответ на критику Секретариата Президента.

Но в кулуарах министерства говорят совершенно иное. По словам информированного источника, несмотря на официальный запрос Минтопэнерго предоставить ТЭО проекта, из Секретариата Президента прислали "укороченный" вариант документа на четырех страницах. В то время, как реально документ насчитывает более тысячи страниц. Поэтому сделать выводы об экономической и коммерческой целесообразности проекта не представляется возможным.

Что касается потенциальных поставщиков нефти, то их разыскать министерству пока не удалось. Во исполнение протокола №14 от 20.08.08 г. заседания Правительственной комиссии по вопросам эффективного использования системы магистральных нефтепроводов, ОАО "Укртранснафта" 29.08.08 г. направило письма-обращения к 30 компаниям, основным владельцам нефтяного ресурса в Каспийском регионе, потребителям, нефтетранспортным компаниям, нефтетрейдерам, которые могли бы потенциально принять участие в поставках легких сортов каспийской нефти по нефтепроводу Одесса-Броды. А 25.03.09 г. такие же письма повторно направлены 8 компаниям, которые являются владельцами нефтяного ресурса в Каспийском регионе, относительно их заинтересованности в поставках легкой нефти с использованием Одесса-Броды в рамках реализации проекта ЕАНТК.

"Укртранснафта" получила ответы от "Группы Лотос", компании "МОЛ", НК "КазМунайГаз", Государственной нефтяной компании Азербайджан, в которых была подтверждена заинтересованность в развитии проекта ЕАНТК и готовность вести переговоры после завершения разработки ТЭО в случае признания его экономически целесообразным.

Еще одна компания — "Тенгизшевройл" — указала, что в настоящее время не рассматривает перспективы участия в данном проекте, но желает быть информирована относительно его дальнейшего развития.

Приманка для Европы

Снизить свою энергозависимость от России Европа заинтересована как никогда. И в этом инициатива В.Ющенко весьма кстати. Правда и платить за диверсификацию поставок энергоресурсов придется Европе.

В то же время Ю.Тимошенко и ее команда, похоже, подыгрывают россиянам, понимая, что Россия не будет смотреть "сквозь пальцы" на действия по ослаблению ее влияния в вопросах поставки энергоресурсов. Так, недавно вице-премьер РФ Игорь Сечин на встрече с Еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пибалгсом "прозрачно намекнул", что аверс нефтепровода Одесса-Броды представляет собой новые риски для поставок энергоносителей из РФ в Европу и в результате этого "может привести к перебоям уже не только в поставках газа, но и в поставках нефти на НПЗ Восточной и Центральной Европы".

Поэтому важнейшую роль в реализации проекта ЕАНТК должно сыграть одобрение проекта со стороны Европейского Союза, что позволит привлечь финансирование из европейских структурных фондов. Реализация ЕАНТК должна осуществляться при поддержке ЕС совместно с производителями и потребителями нефти. Только такие шаги позволят создать необходимые коммерческие, организационные и другие предпосылки для его реализации.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОДЕССА-БРОДЫ

По данным Минтопэнерго Украины, за время эксплуатации нефтепровода Одесса-Броды в реверсном режиме (2004-2008 гг.) было прокачано 29.07 млн т нефти.

Доход ОАО "Укртранснафта" — 1.114 млрд грн, отчисления в государственный бюджет Украины в качестве рентной платы за использование нефтепровода — 120.8 млн грн.

Во время простоя нефтепровода Одесса-Броды в 2003 г. и 2004 г. объемы транспортировки нефти по "Приднепровским магистральным нефтепроводам" (ПДМН) составляли около 10 млн т. Для сравнения: в 2007 г. по ПДМН было транспортировано 9.4 млн т нефти, по Одесса-Броды — 9.133 млн т, в 2008 г. по ПДМН — 7.87 млн т, по Одесса-Броды — 7.668 млн т.

Падение объемов транзита нефти в направлении черноморских портов в 2008 г. в Минтопэнерго связывают со снижением потребления нефти в связи с мировым экономическим кризисом.

За 4 мес. 2009 г. по нефтепроводу Одесса-Броды было транспортировано 2.77 млн т нефти.

Транспортировка нефти по нефтепроводу Одесса-Броды и ПДМН в 2003-2008 гг., млн т

Направление

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Броды - МНТ "Южный" (порт Южный)

0.0

1.0483

5.7537

3.4182

9.133

7.668

Приднепровские магистральные нефтепроводы

10.62

9.99

6.8996

8.76

10.0

7.96

Всего

10.62

11.04

12.66

12.18

19.133

15.63

Основные показатели работы нефтепровода Одесса-Броды за 2004-2009 гг.

Показатели

IV кв. 2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г. (прогноз)

Объемы транспортировки, тыс т

1 049.5

5 763.1

3 423.6

9 133.6

7 668.2

более 9 000.0

Доход, млн грн

56.8

299.9

175.2

292.0

290.8

643.7

Рентные платежи, млн грн

3.8

26.3

15.4

40.8

34.5

49.5

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ НЕФТЬ

В I кв. 2009 г. Управление маркетинга и экономических операций (УМЭО) ГНКАР экспортировало 7.52 млн т нефти, в т.ч. по основному экспортному трубопроводу (ОЭТ) Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) — 6.12 млн т (общий объем транспортировки составил 8.2 млн т), по северному маршруту (Баку-Новороссийск) — 0.61 млн т, по западному маршруту (Баку-Супса) — 0.79 млн т.

Транспортировка ж/д транспортом по маршруту Баку-Батуми с начала года не осуществлялась.

По уточненным прогнозам, добыча нефти в Азербайджане в 2009 г. ожидается на уровне 61 800.7 тыс т, из которых на долю Азербайджанской международной операционной компании (AIOC, оператор проекта Азери-Чираг-Гюнешли) придется 53 150.7 тыс т, а на долю ГНКАР — 8.650 млн т.

В Азербайджане функционируют два НПЗ — "Азернефтьяг" (мощность 14 млн т в год) и Бакинский НПЗ им.Г.Алиева (мощность 8 млн т в год). Оба НПЗ входят в структуру ГНКАР. В 2008 г. НПЗ Азербайджана произвели 7 347.97 тыс т нефтепродуктов.

Комментарии 0

Написать комментарий